– Как вышло, что между вами и Яндиевым вновь вспыхнул конфликт? – вопрос Белхороеву.
– Вы знаете, тут такая ситуация. У народа Ингушетии испокон веков женщина особо не вмешивалась ни в какие мужские дела. Произошел кое-какой конфликт, но он был уже замят старшими в ноябре 2016 года, никаких проблем не было. И просто получилось так, что мы опять пересеклись в ресторане с этой семьей. И ничего не случилось бы, если бы один человек, который считает себя ингушом, смог бы совладать с эмоциями своей жены и не возобновлять этот конфликт. Меня начали обзывать – мразью, не мразью. И давно замятый конфликт начался заново. То есть этого не было бы, если бы ингуш оставался ингушом и смог сделать так, что жена его… Не то чтобы слушалась – у нас нет такого, что жены вот прямо слушаются. У нас очень много смешанных браков – с русскими, осетинками, кабардинками. И эти женщины чтут наши традиции – и становятся примером для наших девушек. Сразу скажу, я никогда не был против таких браков. А здесь вот получилось так, что ингушу захотелось стать представителем какой-то другой нации, скорее всего азиатской. Вот и произошел этот конфликт.
– Этот конфликт ведь начался в инстаграме.
– В инстаграме был выложен пост, в котором озвучилось мнение десятков тысяч людей, которым не нравилось поведение ингуша, который выкладывает такие видео. Семейная жизнь людей это их личное дело, никто в это не должен лезть. Но когда ты называешь себя ингушом и носишь такую бороду, как у аксакала, и ведешь себя подобным образом, то возникает вопрос: почему человек себя ведет так? Для людей, которые не знают наших традиций, считается нормальным на публике взять жену за руку. Но у нас это никогда не приветствовалось и не приветствуется.
– Объясните человеку, который живет в центральной части России: что плохого в том, чтобы взять жену за руку? Пусть даже он ингуш, пусть даже он выкладывает это в инстаграм – почему это касается всех остальных?
– Нет-нет, я объясню вам. Согласно именно кавказским традициям все это должно происходить не на людях. Вот если вы посмотрите на известных людей из Чечни и Ингушетии, то таких моментов у них на людях не увидите. Ни у кого. Никто не видит, как он целует свою жену, как он берет ее за руку. Это все происходит сугубо в домашней обстановке. И никто не выставляет фотки с женой в обнимку – они для домашнего альбома, но не для обозрения. То есть если ты будешь фоткаться с женой на пляже и выставлять это в соцсети, то никогда тебя не одобрят.
– Насколько я понимаю, Адам Яндиев большую часть времени проводит в Москве. Это вполне светский человек. Его тоже должны касаться такие ограничения?
– Я и сам всю жизнь в Москве живу. У нас тоже семья светская, все у нас всегда жили не столько по религиозным или национальным традициям, а скорее придерживались золотой середины во всем.
– То есть если человек ингуш и выставляет в инстаграме фото за руку с женой, это задевает всех остальных ингушей?
– Не то чтобы задевает. Оно как бы считается неэтичным.
– Что произошло 30 апреля в ресторане на Кутузовском?
– Мы там случайно пересеклись. Я же говорю, это был замятый конфликт. И я бы в той ситуации сел с ним за стол. Поговорили бы. Посидели бы, попили чай. Мы бы закрыли эту тему и уже не возвращались бы к ней, пожали бы друг другу руки и разошлись. Я бы с удовольствием пригласил его в свой дом, в нужный момент протянул бы ему руку помощи. Потому что если старшие замяли конфликт, ни один младший не имеет права его возобновлять. А тут его жена начала называть меня всякими нецензурными словами. Если посмотреть камеры видеонаблюдения, там точно будет видно начало конфликта. И вот все так и случилось.
– Драка получилась.
– Ну, не драка, а потасовка такая.
– Как это описано на Life: администратор ресторана попросил Адама выйти перепарковать машину, а на улице на него набросились 12 человек.
– Нас было четверо, не было такой большой компании. Двенадцать человек за одним столом в ресторане сложно представить.
– А с чего началась драка? Жена Адама стала вас обзывать, а вы побежали драться с Адамом?
– Нет, я не побежал, мы просто стояли. Адам увидел, что она мне что-то кричит, – и подумал, видимо, что я ей что-то сказал. И попытался на меня наброситься.
– То есть по вашей версии Адам начал первым?
– Конечно. При этом я же вам говорю: если бы я увидел Адама сидящим за столом в ресторане, я бы к нему подошел, поздоровался, угостил его чем-нибудь. Я так воспитан – и мужские качества во мне воспитывали, поверьте, очень хорошо.
– В итоге получилась драка между вами и Адамом? Или между Адамом и всеми вашими товарищами?
– Там как таковой драки не было. Это была потасовка, когда за шкирку друг друга дергают: кто-то упал, кто-то поднялся, кто-то опять упал. Просто единственный там был момент: Адам выхватил нож и крутил этим ножом у моего горла. Я ему сказал что-то с общим смыслом «если достал, то режь».
– Адам говорит, что когда он пошел обратно в ресторан, его догнали и ударили. Это так?
– Представьте компанию молодых людей, среди которых какой-то неадекватный человек машет ножом. И как они должны на это отреагировать, имея кавказский темперамент: дать ему помахать этим ножом и уйти? Конечно, его попытались обезвредить, попытались свалить, чтобы не было кровопролития. Я его лично не бил. Объясню почему. Потому что слово дали мои старшие: все, этот конфликт замят. Даже если бы он меня ударил, я бы его не ударил.
– Было сообщение, будто Адам получил удар ногой по голове.
– Честно скажу – не могу вам сказать, чем он получил по голове. Потому что в этой неразберихе получили и я, и он в том плане, что за шкирки друг друга потаскали. Но такого удара, который может сломать человека, скорее всего не было.
– Финальная точка: Адам стоял на ногах или Адам лежал?
– Адам упал. С ним была еще его охрана, но они не вмешивались особо. И мы ушли оттуда.
– Была вероятность, что вы с Адамом просто решите это один на один?
– А у нас не было чего-то решать. Если бы он смог совладать с эмоциями своей жены, то нечего было бы решать. Потому что ситуацию еще в ноябре наши старшие сели и уладили. И я вам говорю, мне четкое указание дали дома: даже если Адам на меня поднимет руку, я не должен отвечать тем же. Потому что конфликт уже был разрешен. И все было бы забытым, если бы не один человек, которого не знаю как воспитывали. Меня воспитывали так: моя жена – я не женат, но все равно – моя жена должна уважать мое слово. То, что между нами, мы решим дома. А так она должна вести себя подобающе и не провоцировать вот такие конфликты.
– В интернете есть видео ноябрьской встречи ваших тейпов. Видео на ингушском – и сложно понять, о чем там говорили.
– Они к нам приехали, мы к ним приехали – извинились друг перед другом за такую ситуацию. И замяли все еще тогда. Договорились о том, что у нас тесные родственные связи, что мы не можем из-за таких пустяков друг с другом ругаться, что такие конфликты нужно решать миром. Чтобы ни в коем случае не допустить такого, чтобы что-то непоправимое случилось.
– В итоге двоюродный брат Адама Яндиева сейчас лежит в реанимации с огнестрельными ранениями после того, как в него стреляли в Назрани.
– Да. Я знаю.
– Можете объяснить, как это получилось?
– Я вам честно скажу: не в курсе данного события, потому что только что приехал в Ингушетию. Я находился в Москве, когда случился этот инцидент. И не могу точно сказать, что там вообще произошло.
– Вы допускаете, что это продолжение конфликта?
– В любом случае Адам есть Адам, его двоюродный брат – это его двоюродный брат. С ним у меня никаких конфликтов не было. Понимаете? Я его ни разу не видел и не знаю.
– В таких случаях, когда пострадал один из членов семьи, что делают остальные родственники с пострадавшей стороны?
– Они, конечно, должны выяснить, откуда это, что это и по какой причине.
– Вы чувствуете, что уже пошло это выяснение? Есть ли шум в Ингушетии?
– Шум в любом случае будет. Он известный спортсмен. Я из известной семьи. В любом случае и СМИ, и сарафанному радио это интересно. Но мы пытаемся, чтобы никаких резких движений и заявлений по этому поводу не было. Провокаторов достаточно: они хотят раздуть этот конфликт, им нужно зрелище. И я сомневаюсь, что это зрелище не нужно представителям той стороны. Потому что они привыкли к шоу, привыкли к СМИ. А мы особо этим не увлекаемся. Тихо сидим у себя в Ингушетии и никуда не лезем.
– Вы занимались спортом?
– Я не профессиональный спортсмен. Просто для себя поддерживаю форму. Занимался дзюдо, самбо.
– Сколько вам лет и чем вы зарабатываете?
– Мне 23 года. Я пока учусь и в данный момент не работаю.
– И теперь последнее. Начало конфликта – видео, которое вы опубликовали в инстаграме. Там вы говорите: «Адам Борода, остановись». Как считаете, можно было не записывать это видео? Или надо было выступить защитниками традиций?
– Необходимо ли было выставлять это видео? Нет, не было необходимости. Ну, так получилось. Ведь сотни тысяч людей пишут комментарии, записывают видеообращения. Но Адам Яндиев обратил внимание именно на мое видео. Я в этом видео ничего такого не говорил, никого не оскорблял. Да, озвучивал мнение и ингушской молодежи, и взрослых ингушей о том, что так вести себя неэтично для вайнаха.
– И после этого Адам попросил вас оставить номер телефона в комментариях.
– Да.
Социальные закладки