Почему современные буряты не могут быть монголами
Хамбо – лама Аюшеев в интервью журналу «Русский репортер» выдал очередное свое послание российскому народу. Неизвестно, что думают теперь о буддизме, бурятах и баранах в стране. Известно только, что в родной республике деление народа с легкой руки нашего духовного лидера на «сакающих» и «хакающих», едящих говядину и баранину, любящих Далай–ламу и Путина, судя по комментариям, резануло всех по –живому. Особо впечатлил главный подтекст послания - вернуться к своим историческим корням под названием монголы, без которых не будет бурятам в жизни счастья. По этому поводу хочется сказать вот что.
Буряты – самый молодой народ России, искусственно созданный на просторах великой империи подобно узбекам (собирательное название проживавших на данной территории племен), мордве, карелами и многим другим. Отчасти таким образом молодое революционно настроенное государство расширяло свои границы. К примеру, Карело – Финская ССР создавалась, чтобы присоединить к СССР Финляндию, а Бурят- Монгольская АССР соответственно Монголию. В паспортах здешних жителей писалось – бурят-монгол, не зависимо, к какому землячеству коренное население себя на самом деле относило. После Великой Отечественной войны отношения между Финляндией и СССР улучшились, и из названия республики исчезло слово «финская» (стала Карельская АССР). В 1958 году из тех же самых соображений Бурят-Монгольская АССР была переименована просто в Бурятскую АССР, фактически создав новый народ под названием «буряты».Государство дало всем понять, что ни одного монгола в республике не живет и потому захватывать чужие границы никто не собирается. С Монголии был снят железный занавес. В 1961 году страна при поддержке СССР вступила в ООН, в1963 году установила дипломатические отношения с Великобританией, в 1965 –ом – с Францией, в 1972 году – с Японией и только в 1987 году с США.
Бурятскому народу исполнилось 55 лет (юбилей, однако!) – достаточный срок, чтобы встать на ноги и выбрать свой путь. Да, у нас общие с монголами корни, но будущее - разное. Политики создавали народы во все времена, и не важно, сам ли кто вступил под русское подданство или его принудили к тому обстоятельства. Если так исторически сложилось, если нация хочет развиваться, возражать этому бессмысленно. Признавая бурят монголами, мы попутно подразумеваем задачу их воссоединения, а это ошибка. 55 лет назад государство признало бурят как политическую нацию, и ничего постыдного нет в том, что народ сумел приспособиться к новым реалиям, и приспособиться весьма неплохо.
В отличие от времен Чингисхана великий народ сегодня – это не тот, который побеждает другой народ (кого побеждать бурятам?), а который имеет достойный уровень существования, образования, экономики, продолжительности жизни, потому что сегодня важно это. Сегодня важно то, что буряты могут в мире с кем-то конкурировать, и конкурировать довольно успешно. За годы новой жизни в России буряты стали многочисленной нацией (по результатам последней переписи - второе место в СФО!). Когда на сцену выходит оперный певец Чингис Аюшеев под руку с русоволосой женой Еленой – это всеми воспринимается нормально. Каких баранов можно пропагандировать сегодня, если большинство народа проживает в городе. Призывать бурят завести в деревне баранов и ездить их навещать на выходные - то же самое, что пытаться надеть на русского мужика лапти и затолкать его на печку. Это архаика, делающая народ беднее. Даже по крови буряты сегодня совсем не те, что были еще 55 лет тому назад. Это вполне современная нация, со своими достижениями и целями, с нарождающимися мифами и героями, и с монголами ей вряд ли по пути.
Социальные закладки