Либеральные историки очень любят смаковать неудачные операции Красной армии. При этом, просчеты и поражения английских и американских войск в литературе встречаются крайне редко. А если и встречаются, то речь идет о Дюнкерке и стоп-приказе Гитлера, а так же о Перл-Харборе и капитуляции многочисленной английской армии перед горсткой японцев. На самом же деле неудачных операций у наших заклятых союзников было не мало. Я сделал маленькую подборку, которую можно пополнять и пополнять…
Забегая вперед, скажу, что лично на меня наибольшее впечатление произвела десантная операция на Кыске и десантная операция «Торч». От «Торча» я вообще торчу!
Теперь наступила очередь Кыски. Непрерывные удары по этому острову с воздуха и моря вынудили японцев в ночь на 15 июля под покровом тумана эвакуировать свой гарнизон (около 5 тысяч человек). Американцы же еще две с половиной недели продолжали бомбардировать остров, а затем высадили там десант, насчитывавший 34 тыс. человек. В течение пяти дней американцы проводили поисковые действия, пока наконец не убедились, что противника на острове нет.
Л. Гарт «Вторая мировая война»
«Его дивизии поставили задачу атаковать позиции немцев на горе Монте-Кассино. Тогда Такер попросил подавить с помощью авиации огневые средства немцев, расположенные в монастыре, который венчал вершину горы Монте-Кассино. Каких-либо доказательств того, что немецкие войска занимают этот монастырь, не было (позже точно установили, что немцы тогда еще не вступили на территорию монастыря). Величественное здание монастыря, господствующее над местностью, одним своим грозным видом оказывало подавляющее действие на войска, атакующие позиции врага на горе Фрейберг и Александер удовлетворили просьбу Такера, и 15 февраля был произведен мощный налет. Когда же монастырские здания были разрушены, немцы заняли территорию монастыря и закрепились в развалинах. Их оборона стала еще сильнее».
Л. Гарт «Вторая мировая война»
«29 января скоропостижно умер генерал Метаксас, а новый премьер-министр Греции оказался человеком с менее твердым характером. Черчилль усмотрел в этом возможность осуществления своего балканского проекта и постарался не упустить ее. Он вновь направил свое предложение греческому правительству, и на этот раз греков удалось уговорить. 7 марта с согласия Уэйвелла, комитета начальников штабов и командования вооруженных сил на Ближнем Востоке первый контингент английских войск численностью 50 тыс. человек высадился в Греции.
6 апреля немцы вторглись в Грецию, и дело быстро дошло до "второго Дюнкерка". Англичане едва избежали полной катастрофы. С огромным трудом им удалось эвакуировать войска морем. Противник захватил все танки, большое количество военного снаряжения и 12 тыс. пленных».
Л. Гарт «Вторая мировая война»
«Если оперировать числом дивизий, как это делают обычно государственные деятели и генералы, то Роммель имел девять дивизий против шести. Подобная военная арифметика используется до сих пор для оправдания поражения англичан.
В действительности же соотношение сил было совершенно иным, и оно показало, насколько дезориентирующим может быть счет "дивизиями". Четыре из пяти итальянских пехотных дивизий но имели транспортных средств и поэтому не могли принимать активного участия в таких маневренных операциях, как у Эль-Газаля. Английская же 8-я армия располагала в изобилии не только транспортом, но и двумя, отдельными моторизованными бригадными группами, а также двумя армейскими бронетанковыми бригадами в дополнение к шести дивизиям. Кроме того, в одну из ее двух бронетанковых дивизий входило две танковые бригады вместо одной по штату. Таким образом, в общей сложности 8-я армия имела четырнадцать танковых частей (и еще три были на подходе) против семи танковых частей Роммеля, причем только четыре немецкие части были оснащены современными танками.
У англичан в танковых частях 8-й армии было 850 танков еще 420 танков могли быть присланы в качестве подкрепления. Их противники имели в общей сложности 560 танков, причем 230 из них были устаревшими и ненадежными итальянскими танками, а из 330 немецких танков 50 были легкими. По-настоящему могли показать себя в бою только 280 немецких средних танков, вооруженных пушкой».
Л. Гарт «Вторая мировая война»
А далее описание десантной операции «Торч»….
«Утром корабли у побережья Федала были обстреляны французскими батареями. Американские корабли открыли ответный огонь, но эффективность его была крайне низкой. Так, крейсер «Бруклин», обстреливавший самую сильную, 138-мм батарею с расстояния 60–70 каб., выпустил за полтора часа 757 шестидюймовых снарядов и не добился ни одного попадания. Интересно, что эта батарея на огонь не отвечала, так как на ней велись переговоры об условиях капитуляции с американским представителем, высадившимся с десантом.
…
Американская авианосная авиация Западного оперативного соединения почти не встретила противодействия, так как французские летчики отказались оказывать сопротивление высадке. Тем не менее авианосная авиация потеряла 44 самолета, в том числе боевые потери составили 2 самолета, а остальные разбились при взлете и посадке.
….
План американского командования предусматривал внезапной высадкой десантных войск в темное время суток и последующим обходным маневром захват батареи и аэродрома Кенитра, затем вход в Лиоте и разгрузку войск непосредственно в порту. Однако десантная группа, опоздавшая с высадкой на полтора часа, подошла к берегу за полчаса до рассвета. Из всех десантных отрядов только один батальон попал на свой пункт высадки, остальные в спешке, вызванной нарушением общего графика, высаживались где попало, в ряде случаев в недоступных для этого местах побережья в 4–5 милях от намеченного участка. Части, высаженные не в своих пунктах, не знали, что им делать, так как были связаны определенным планом наступления.
Береговая батарея, молчавшая в течение первого часа высадки, с рассветом открыла огонь по десантным отрядам и транспортам. Ответный огонь линкора «Техас», крейсера и 4 эсминцев оказался не эффективным, и батарея, находившаяся на открытой позиции в течение 48 часов, препятствовала высадке.
….
Управление беспорядочно разбросанными на берегу войсками было утрачено. Из-за больших потерь высадочных средств (из 347 катеров погибло 160, из них 2 составляли боевые потери) не на чем было доставить на берег пополнение, поэтому высаженные артиллерийские подразделения остались без пушек, а транспортные части — без автомашин. «Высаженные подразделения бродили вокруг в поисках своих частей... Команды десантных судов, севших на мель, бесцельно слонялись по берегу или безуспешно возились с севшими на мель судами. На берегу очень сложно было найти не только солдат, но и какую-нибудь часть» — так охарактеризовал обстановку на берегу командовавший десантными войсками американский генерал Траскот. Только на третьи сутки после атаки с суши была захвачена французская батарея. Суда вошли в порт и начали разгрузку техники.
…
Но этот план не был реализован полностью, так как до начала высадки главных сил десанта французы выразили желание вести переговоры о перемирии, и транспорты с десантом вошли в порт Алжир для разгрузки.
…
Французы не противодействовали высадке, за исключением отдельных батарей, обстрелявших корабли артиллерийской поддержки, однако передовые отряды понесли значительные потери в людях и боевой технике. Из 104 единиц высадочных средств было потеряно 98, т. е. около 95%, из них ни одной единицы в бою. Если бы французы оказывали сопротивление, то во второй половине дня перевозить войска первого эшелона было бы не на чем».
Белли Владимир Александрович, Пензин Константин Васильевич
«Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939–1945 гг.»
Социальные закладки