16 февраля стало днем самых тяжелых боев в Дебальцеве и вокруг него. Несмотря на минские соглашения, предписывавшие в ночь с 14 на 15-е прекратить все боевые действия и начать отвод тяжелых вооружений, украинские части и подразделения продолжали удерживать свои позиции в так называемом Дебальцевском котле.
В воскресенье, 15 февраля, командование народной милиции Луганской республики и руководство Министерства обороны ДНР предложили силовикам оставить вооружение и военную технику и выйти из окружения без жертв. Но как стало известно чуть позже, штаб АТО приказал командованию сектора С, отвечавшему за оборону «Дебальцевского выступа», не сдаваться и продолжать любой ценой удерживать занятые позиции. 16 февраля бои возобновились.
Боевая подготовка
Начавшееся в середине января нынешнего года наступление отрядов народного ополчения Луганской и Донецкой республик оказалось абсолютно непохожим на бои летом-осенью прошлого года. Если в июне – августе шла, по словам командира одного из подразделений луганской народной милиции, «маневренная война», характеризующаяся стремительными прорывами, обходами, окружениями и т. д., то зимой нынешнего года ополченцам пришлось взламывать хорошо подготовленную за пять месяцев (с сентября) оборону украинских силовиков. «Для нас во многом стало неожиданностью, как противник в целом подошел к организации обороны. Были оборудованные по всем правилам позиции, прикрытые огнем артиллерии. Не блокпосты, которые мы сносили летом прошлого года. Прорывали оборону «укропов» тяжело, с потерями, расстреливали сотни, а то и тысячи снарядов», – вспоминает источник газеты «Военно-промышленный курьер».
“ При организации обороны Дебальцева штаб сектора С допустил очевидную ошибку – не были оборудованы позиции на юге города ”
После подписания 5 сентября прошлого года первого Минского протокола обе стороны конфликта понимали, что возобновление боевых действий – вопрос времени, поэтому уделяли пристальное внимание подготовке к будущим боям. После серьезных поражений в августе-сентябре прошлого года украинское командование решило до середины весны – начала лета перейти к обороне.
По замыслу Генерального штаба Украины за это время удалось бы восполнить потери в личном составе, вооружении и военной технике. На полигонах Десна (Черниговская область) и Яворовский (Львовская область) велась активная боевая подготовка с частями и подразделениями, выведенными из зоны АТО.
Готовились к возобновлению боев весной-летом нынешнего года и республики Новороссии. За эти месяцы из разрозненных отрядов ополчения были сформированы несколько общевойсковых бригад, а также полк имени атамана Платова, объединивший казачьи подразделения. Фактически в народных республиках появилась регулярная армия.
Но в начале января нынешнего года украинское политическое руководство по неизвестным причинам решило перенести спланированное наступление на конец февраля – начало марта. Уже в первых числах 2015 года в зону АТО стали прибывать новые части и подразделения, активизировалась разведка. В этой ситуации руководство Донецкой и Луганской республик решило начать первыми, упредив противника.
Выбор места и времени
После боев в 2014 году главными горячими точками на карте Новороссии оставались район Счастья – Славяносербска, Бахмутская трасса, Новоазовск и Мариуполь, Донецкий аэропорт и так называемый Дебальцевский выступ, где украинское командование разместило от пяти до восьми тысяч военнослужащих (по некоторым оценкам – до десяти тысяч).
Фото: Алексей Рамм
Дебальцево – важный железнодорожный узел. Фактически весь город и прилегающие поселки – сплошные перегоны, депо, предприятия по ремонту вагонов и локомотивов. Но самый важный объект – станция Дебальцево-Сортировочная. В результате летних боев украинские части и подразделения заняли не только само Дебальцево, но также и находящиеся рядом Чернухино и Ольховатку. По некоторым данным, именно удар из выступа в сторону Тореза, Шахтерска и далее на Иловайск рассматривался украинским Генштабом и штабом АТО как главное направление наступления.
За организацию обороны выступа отвечало командование сектора С, известное своим «успешным» планированием и ведением боевых действий, приведшим к «южному котлу», «южному котлу 2.0» и разгрому под Иловайском. Первоначально «Дебальцевский выступ» удерживали батальонные тактические группы 128-й горно-пехотной и 30-й механизированной бригад, а также несколько батальонов территориальной обороны, в частности 11 и 25-й с одинаковым названием «Киевская Русь». Печально известный 40-й БТО «Кривбас», в начале года переформированный в 40-й отдельный механизированный батальон и вошедший в состав 17-й танковой бригады, также был переброшен в район Дебальцева. По некоторым данным, 25-й БТО был тоже переформирован в отдельный мехбатальон и вошел в состав 30 омбр.
В ходе подготовки к весеннему наступлению в выступ были переброшены ротные тактические группы (РТГ) из состава 25-й воздушно-десантной и 1-й танковой бригад, а также несколько разведгрупп 3 и 8-го полков специального назначения и спецподразделение МВД «Грифон». Но украинское командование не успело до начала боев в январе развернуть в выступе остальные части и подразделения.
Рельеф местности благоприятствовал организации обороны. Начиная от Лисичанска и заканчивая Чернухино по восточной части выступа идет гряда возвышенностей, местами высотой до 350–380 метров, на которых штаб сектора С и разместил оборонительные позиции. Каждую занимала примерно РТГ мотопехоты, усиленная танковыми подразделениями, а также самоходными установками ПТУР (в частности 9П148 «Конкурс»), а иногда и 100-мм противотанковыми пушками МТ-12 «Рапира».
В отличие от привычных блокпостов оборонительные позиции на высотах оборудовались по всем правилам, на танкоопасных направлениях выставлялись минные поля. Были оборудованы даже ложные огневые позиции и организованы противотанковые засады.
Само Дебальцево с востока прикрывали три украинских района обороны. Первый – на высоте 303,4 на северо-западе от Вергулевки (в районе ныне нежилого поселка Конокрадовка). Второй был в пригороде Дебальцева – поселке Октябрьском. Основные позиции украинское командование разместило у террикона на юго-востоке поселка. Третий район – в поселке Чернухино. Основные позиции были развернуты на юге против отрядов ополченцев в Фащевке и на востоке на территории птицефабрики. Сообщение между районами обороны шло вдоль железнодорожных путей.
С юга «Дебальцевский выступ» защищали украинские позиции в Ольховатке. По всей видимости, именно из этого населенного пункта по замыслу украинского командования и должен был быть нанесен удар на Шахтерск и Торез.
Стоит отметить, что украинские оборонительные позиции не были полностью вскрыты разведкой ополчения. Негативную роль сыграл и опыт летних боев, когда противник пренебрегал полноценным оборудованием блокпостов.
На подступах к выступу
Январское наступление ополченцев началось со штурма Донецкого аэропорта. Но главной задачей сразу рассматривалось окружение «Дебальцевского выступа». Чуть позже были нанесены отвлекающие удары в районе «номерных» блокпостов на Бахмутской трассе и начато наступление в районе Мариуполя.
Фото: Алексей Рамм
Украинское командование, неспособное выявить место нанесения главного удара, вынуждено было задействовать подготовленные для будущего наступления резервы для отражения ударов подразделений Минобороны ДНР и луганской народной милиции.
В конце января командование ополчения пришло к выводу, что время срезать «Дебальцевский выступ» пришло.
Первоначально планировалось ударами со стороны Калинова на Троицкое и со стороны Горловки на Светлодарск перехватить трассу М03, одновременно из района Комиссаровки и Вергулевки ударить вдоль трассы М04 и железной дороги и войти в Дебальцево.
Между Троицким и Калиново расположена высота 307,9. Как утверждают воевавшие в том районе ополченцы, на ней до сих пор со времен Великой Отечественной войны сохранились немецкие окопы. Согласно первоначальному замыслу командования ополчения занимать высоту не планировалось. Но именно это и не позволило взять Троицкое и Светлодарск. Оба населенных пункта с 307,9 хорошо просматриваются. В первые же дни возобновления боевых действий украинское командование разместило там около взвода, а чуть позже перебросило ротную тактическую группу. История с Саур-Могилой повторилась с точностью наоборот. Ополченцы пытались наступать, украинские силовики оборонялись.
«Когда мы брали Троицкое, разведка нас сильно подвела. Говорили, что там два-три танка и несколько десятков человек, а оказалось гораздо больше. Но главное – нас постоянно накрывала артиллерия «укропов», – рассказал обозревателю «Военно-промышленного курьера» боец луганской народной милиции.
Не все благополучно сложилось и на востоке от Дебальцева, на высоте 303,4, где благодаря хорошо подготовленной обороне украинские части и подразделения смогли отбить все атаки ополчения, нанеся тем чувствительные потери.
Для командования ополчения стало очевидным, что если не занять высоту 307,9, то перехватить трассу М04 в районе Светлодарска – Троицкое не получится. Но чтобы взять высоту, требовалось освободить Санжаровку.
23 января отдельный механизированный батальон луганской народной милиции внезапной атакой взял Санжаровку, но захватить с ходу высоту 307,9 не получилось. В ночь с 22 на 23 января украинское командование перебросило на высоту около сотни военнослужащих, правда, без бронетехники, которые и смогли отбить наступление ополченцев.
25 января механизированный батальон повторно попытался занять высоту, но на этот раз при активной поддержке артиллерии. Ополченцы не только подавили украинские позиции на самой высоте, но и смогли поставить «огневой вал», под прикрытием которого танки и БМП луганской народной милиции вышли на 307,9.
В то же время подразделениям Минобороны ДНР не удалось выбить противника из Светлодарска, а у луганских милиционеров так и не получилось взять Троицкое. На востоке ополченцы все же смогли выбить украинские войска из Верхней Вергулевки и выйти в район Конокрадовки, но высота 303,4 так и не была занята.
Зато из района Санжаровки ополченцы смогли огнем артиллерии почти непрерывно накрывать трассу М04, что не только сказалось на снабжении украинской группировки в «Дебальцевском выступе», но и в дальнейшем не позволило командованию сектора С своевременно перебросить части и подразделения из-под Троицкого и Светлодарска в сторону Логвиново.
Падение Дебальцева
В начале февраля командование народной милиции приняло решение не пытаться пробиться через позиции на высотах, а обойти их, сосредоточив усилия на штурме самого Дебальцева. В первых числах месяца бойцы народной милиции смогли выбить украинские части и подразделения с важной позиции в районе Чернухинской птицефабрики, одновременно с юга Чернухино начали атаковать подразделения ополченцев из Фащевки.
9 февраля внезапным ударом отряд специального назначения Минобороны ДНР смог захватить поселок Логвиново и перехватить трассу М04, фактически захлопнув крышку «котла». Во многом такой дерзкий рейд получился благодаря тому, что порядка двух украинских батальонных и нескольких ротных тактических групп были скованы в боях в районе Светлодарска, Санжаровки и высоты 307,9.
10 февраля части и подразделения луганской народной милиции смогли выбить противника с северной части Чернухино. Связанные наступающими со стороны Фащевки отрядами ополчения, силовики оказались в окружении. Используя железнодорожную ветку, народная милиция не только взяла автомобильный мост на восточном въезде в Дебальцево, но и закрепилась на улице Некрасова в поселке Октябрьском. Второй украинский район обороны также попал в окружение. Правда, здесь в отличие от ситуации в Чернухино украинские военные сразу попытались выбить бойцов народной милиции из занятых зданий. «По улице ездил Т-64 и прямой наводкой расстреливал дома, где мы держали оборону. Пыталась выбить нас и пехота», – говорит ополченец.
Украинская артиллерия открыла плотный огонь по поселку Октябрьский, в результате чего через несколько часов там не осталось целых домов. Но несмотря на активное противодействие, ополченцы заняли весь поселок, украинская сторона смогла удержать всего три улицы и террикон.
При подготовке обороны силовики даже не рассчитывали, что их позиции в Октябрьском можно обойти с тыла. Поэтому в первые часы боя стоянка украинской техники у террикона была полностью уничтожена. Только благодаря тому, что в бой оперативно вступили танк и боевая машина пехоты, противник смог занять наспех подготовленные позиции в частных домах и не позволил ополченцам взять под контроль весь поселок.
Тем не менее стала очевидной ошибка штаба сектора С при организации обороны Дебальцева. Понадеялись на прочность обороны в Октябрьском и Чернухино и не оборудовали позиции на юге города. Отряды ополченцев воспользовались беспечностью и смогли вдоль железнодорожного пути занять городские районы – Рязанский, 50-лет Победы, 1-я площадка, вытеснив украинские части и подразделения к железнодорожному вокзалу.
Одновременно с прорывом на Дебальцево подразделения 2-й бригады луганской народной милиции сковали боем украинские подразделения на высоте 303,4. Поэтому державшие там оборону силовики, несмотря на требование командования сектора, не смогли прийти на помощь своим, когда отряды ополченцев заняли поселок Октябрьский.
Приговоренные по приказу
После подписания Минского протокола украинский ГШ под давлением политического руководства отдал приказ штабу АТО и командованию сектора С любой ценой удерживать занятые позиции.
«Мы предложили «укропам», сидевшим у террикона, сдать технику и вооружение и выйти. Мы бы их отпустили. Те вроде были не против. Договорились обсудить условия сдачи на нейтральной территории. Пошли наши командиры. Но только они вышли к месту встречи, их тут же накрыла украинская артиллерия», – рассказывает газете боец народной милиции Луганской республики.
На все предложения о сдаче украинские силовики отвечали огнем, хотя «Дебальцевский выступ» уже превратился в «котел».
16 февраля командование ополчения приняло решение разгромить оставшиеся украинские части и подразделения. В этот день в результате самых тяжелых за все зимнее наступление боев практически полностью были очищены север, восток, юг и центр Дебальцева. Украинские военные сопротивлялись до последнего, но к исходу дня они частично удерживали лишь железнодорожный вокзал и западную часть города.
17 февраля сдались окруженные в поселке Октябрьском остатки подразделений. Чернухинская группа, попытавшаяся прорваться на запад поселка с целью выйти к Дебальцеву, была вытеснена в противоположную сторону, где позже также сложила оружие. Но на высоте 303,4 украинские военные продолжали упорно сопротивляться. Правда, 2-я бригада народной милиции эти позиции уже не штурмовала, а продолжала блокировать, понимая, что воевать украинским бойцам осталось недолго.
17 февраля, воспользовавшись тем, что трасса М03 еще не контролировалась ополченцами, из Ольховатки начали выходить украинские части и подразделения, простоявшие там без дела с самого начала окружения выступа в январе.
«Если бы «укропы» согласились сдаться 15 февраля, они бы сохранили большую часть личного состава, а возможно, и какую-то бронетехнику. Но уже 16-го мы связали их боем и выйти без потерь стало нереально», – вспоминает командир одного из подразделений Казачьего полка имени атамана Платова.
В ночь с 17 на 18 февраля президент Украины Петр Порошенко лично отдал приказ силовикам о выходе из «Дебальцевского выступа». Первыми вышли подразделения из Ольховатки. Украинские части и подразделения, остававшиеся в Дебальцеве, должны были удерживать оборону М03.
Но уже к середине дня ополченцы прорвались через город к трассе, не только ликвидировав засевшие там сводные отряды из состава БТО, но и уничтожив несколько подразделений и штабы батальонов 128-й горной, 17-й танковой, 30-й механизированной бригад. Не ожидавшие внезапного нападения украинские военнослужащие, побросав вооружение и военную технику, а также различное имущество и даже личные вещи, в панике побежали в поля. Группа, не успевшая прорваться из Ольховатки, оказалась заблокирована на трассе М03, где и была ликвидирована.
19 февраля народная милиция ЛНР после длительной артиллерийской подготовки уничтожила украинские подразделения и заняла высоту 303,4.
Социальные закладки