Показано с 1 по 10 из 14

Тема: Жизнь под парусом

  1. #8
    Аватар для Panther
    Регистрация
    27.09.2014
    Сообщений
    3,462
    Поблагодарил(а)
    815
    Поблагодарили 4,408 раз(а)
    Вес репутации
    68

    ФЕДОР КОНЮХОВ. ПОД «АЛЫМИ ПАРУСАМИ»

    «… Я делаю то, что существует, как старинное представление
    о прекрасном-несбыточном, и что, по существу, так же
    сбыточно и возможно, как загородная прогулка…»
    Александр Грин. «Алые паруса»

    24 ноября прошлого года из порта Фалмут в Англии стартовала очередная «светокружительная» экспедиция знаменитого путешественника. На этот раз – на построенной шесть лет назад во Франции 85-футовой макси-яхте класса «Open», которая носит название российского бренда: «Торговая сеть Алые Паруса». Весь мир, все те, чьи волосы хоть однажды развевал ветер странствий, те, кто представляет себе, что это — одиночная кругосветное плавание без заходов в порты, вновь следят за летописью нового подвига Федора Конюхова. К настоящему моменту в кильватере яхты остались одни из самых опасных широт на нашей планете. Кругосветка близка к своему завершению, «Торговая сеть Алые Паруса» находится в Южной Атлантике, у берегов Аргентины, и с борта яхты по спутниковой связи Федор Филиппович ответил на вопросы…

    Здравствуйте, Федор. Цель Ваших увлекательных и опасных путешествий изложена на Вашем официальном сайте. Цель глобальна – поиски смысла жизни. А как вообще рождаются идеи самих путешествий? Как у музыкантов и поэтов – божественным откровением, – или берется карта и прокладывается маршрут?

    На самом деле, я готов к реализации любой экспедиции. Мне интересно все. Через экспедиции я познаю мир и себя, поэтому стараюсь создавать разносторонние проекты. Да, Эверест красивый, но всю жизнь ходить в горы – это, наверное, скучно. Ведь есть Океан, льды, пустыни, пещеры... Земля принадлежит всем и каждому, и если есть Эверест, Мыс Горн, Северный полюс – то я хочу их видеть собственными глазами. Мне не понятно, как человек может прожить всю жизнь в одном городе и не побывать на других континентах, не увидеть другие страны. Мне иногда говорят: то, что я делаю – не для нормальных людей, а я считаю сумасшедшими тех, кто всю свою сознательную жизнь просидел на работе и проделывал путь от дома до офиса. Меня всегда раздражали обыватели.

    Как родилась идея действующего проекта – кругосветка на макси-яхте?

    Я совершил три кругосветки, и каждый раз на новой яхте – 36 футов, 56 футов, 60 футов. В этот раз мне просто хотелось управлять большой лодкой. Считается, что оптимальный размер яхты для яхтсмена одиночки – 18 метров (60 футов). Во все кругосветные гонки для яхтсменов-одиночек допускают на старт яхты до 18 метров. Я считаю, что тем самым спорт мельчает, становится скучным. Нет прогресса и интриги. Поэтому я взял яхту «Торговая сеть «Алые Паруса» с длинной корпуса 26 метров, выстой мачты 35 метров, длина гика 12 метров, вес лодки 30 тон – на лодках подобного размера, обычно, работает экипаж в 12 человек. Мы ее переоборудовали под одиночку. 24 ноября стартовал в четвертое кругосветное плавание. Старт был дан в Англии, в столице мирового яхтинга. Там конечно было много скептиков: куда, мол, это русский на макси-яхте собрался? А сейчас, когда прошел Южный Океан, обогнул Мыс Горн, лег на обратный курс на Англию, и за кормой осталось 25 тысяч миль, а до финиша 5 тысяч миль, скептики притихли и даже шлют письма поддержки.



    Работы по экологии, например, в своих путешествиях Вы выполняете по собственному желанию и интересам?

    [COLOR=black]Иногда это просто помощь моим друзьям-экологам, а иногда это помогает мне профинансировать экспедиции. Например, в 1995 году я случайно познакомился с министром Атомной Промышленности России, господином Михайловым. В разговоре он обмолвился, что хотел бы замерить радиационный фон Антарктиды. Однако, чтобы доставить туда группу ученых потребуется один миллион долларов. Я в тот момент готовил поход к Южному полюсу на лыжах. В итоге договорились с Минатомом, что я на всем пути буду проводить замеры радиационного фона с указанием даты и географических координат. Моя экспедиция стоила 150.000 тысяч долларов, из которых 100.000 выделило Министерство Атомной Промышленности. Результаты оказались очень ценны. Нет, не потому, что я специалист по радиации, просто представьте, если бы прилетела команда научных сотрудников в Антарктиду. Сколько замеров они бы сделали? На побережье, на Полюсе и возможно 2-3 замера, и все. На лыжах я прошел путь от побережья Антарктиды до Южного полюса за 64 дня и каждый день, в полдень по Гринвичу, делал замер радиационного фона счетчиком Гейгера. Экономия средств – в десять раз, объем данных на порядок больше, чем собрали бы ученые в двух-трех местах. Также, попутно я собирал данные о загрязнении снега в Антарктиде. Срезал верхний слой снега, клал его в пакетик и указывал дату, координаты. Потом доставил 65 пакетиков в Москву, и ученые изучали воду талого снега Антарктиды ее состав, осадок. Сказали, что в Антарктиде уже льды не такие чистые, есть осадок, примеси. Таким образом, ледовый купол не кристально белый. Значит, солнечный свет не отражается от него как сотню лет назад, а нагревает купол Антарктиды, и это ведет к таянью ледников. Заметьте, это был 1996 год, тогда факты, о таянии ледников Антарктиды только собирались. Также я являюсь представителем UNEP (United Nations Environment Program).Много лет участвую в программе «Спасем Океан от пластика».

    Какой проект будет следующим? Или он еще не планировался?

    Все свои экспедиции я планирую за много лет. Есть экспедиции, которые я запланировал еще десять лет назад и постепенно, шаг за шагом их готовлю. Моя тактика проста – одновременно готовлю 4-5 экспедиций, а выполняю ту, у которой наибольшая степень готовности на этот год или сезон. Если посмотреть мою биографию, мне удается делать по две экспедиции в год, причем они разноплановые. Из экспедиций, которые находятся в разработке это – пересечение Гренландии на буере, пересечение Антарктиды на буере, поход по Монголии на верблюдах, перелет Атлантического океана на воздушном шаре (старт в пустыне Сахара).




    Мальчишки, начиная с XIX века, читали Жюля Верна и грезили о далеких странствиях. А как путешественником стали Вы?

    Я с шести лет знал, что стану путешественником. Я вырос на Азовском море, недалеко от нас жил Георгий Яковлевич Седов, русский офицер, пытавшийся достичь Северного Полюса на собаках, но погибший. Меня эта история очень тронула. Можно сказать, я на ней вырос. Хотел сделать то, что не удалось Седову. Я готовил себя осознанно к познанию этого мира через странствия. Учился в Одесской мореходке на штурмана, в Ленинградском Арктическом училище, в Духовной семинарии, в художественном училище в Беларуси.

    Почти у любого из нас, вне зависимости от профессии, есть свои кумиры или, по крайней мере, люди, которым хочется подражать. Биография и свершения кого из знаменитых путешественников прошлого не оставили Вас равнодушным?

    Из путешественников мой кумир был – японец Наоми Уэмура. Он открыл эру путешественников- одиночек. Это его жизненное кредо – «продвигать предел человеческих возможностей». Он один делал такие вещи, которые были не под силу командам. К сожалению, погиб на высочайшей вершине Северной Америки – Мак-Кинлей, во время спуска. Из художников мой кумир – американец Рокуэл Кент. Очень сильная личность. Меня он вдохновляет. Из писателей – американец Джек Лондон. В его рассказах абсолютно точно описана суровая природа. Если ты читаешь про шторм или буран, чувствуешь, как холод подбирается к тебе. Из певцов-бардов я слушаю Владимира Высоцкого. В его песнях есть нерв. Мне кажется, что если бы он жил сейчас, мы бы дружили. Хотя, наверное, так думают миллионы, настолько он честен, справедлив в своих песнях. Он всегда говорил правду и называл вещи своим именами.

    А из современников?

    Сейчас мне 53 года. В мире профессиональных путешественников я достиг, всего что задумал – в альпинизме выполнил программу «Семь Вершин Мира», включая восхождение на Эверест, в полярных походах достиг оба полюса нашей планеты, в парусном спорте три раза обошел вокруг света. Я видел нашу планету со всех ее экстремальных точек. Поэтому сейчас, из современников, у меня кумиров нет. Кумиры должны быть у молодых, такие кумиры, которым хочется подражать. А в моем возрасте уже никому подражать не хочется. Есть путешественники, которые мне импонируют, но кумиров среди них нет. Я все жду, когда молодой российский парень пойдет к Южному или Северному полюсу, но пока на горизонте этих людей нет. Есть старая гвардия: Конюхов, Чуков, Шпаро, Боярский.

    Коль скоро речь зашла о современниках, стоит упомянуть и о другой цели Ваших путешествий – определение предела человеческих возможностей. Определили ли Вы уже для себя эту грань, перешагнуть через которую уже не сможете? Или трудности были еще недостаточны для определения этого рубежа?

    Как я уже говорил выше, цитата про «предел человеческих возможностей» принадлежит японцу Уэмуре, но она соответствует моему духу. Считаю, что в основном, экспедиция которые я делаю – они всегда на пределе, по крайней мере, для меня. Бывают моменты, когда, кажется: ну все, еще один шаг, и я упаду, не выдержу, но делаешь шаг, за ним второй и идешь дальше к своей цели.



    Расскажите о самой большой проблеме, с которой пришлось столкнуться в своих странствиях. Самый «опасный» случай?

    Это не справедливый вопрос по отношению к моим экспедициям. В каждой экспедиции есть риск погибнуть. Когда спускался с Эвереста, то потерял зрение и шел вслепую, мог сорваться и уйти вниз по склону. Мог погибнуть у Мыса Горн, а когда шел к Северному полюсу, то провалился в полынью, и только нарты не дали уйти под лед, так как зацепились за торос. И так в каждой экспедиции. Как говорил Уэмура, для того, чтобы вернуться из экспедиции живым, надо ее хорошо подготовить. Когда путешествуешь один, то приходится полагаться только на себя и знаешь, что тебя ни кто не подстрахует, не сменит на вахте, не вытащит из трещины. Ошибка может стоить жизни.

    Не кажется ли Вам, что преодоление трудностей необходимо нашему изнеженному современнику? Стремление познать свои возможности говорит о наличии духовности, которой в последнее время в обществе чувствуется явная нехватка.

    Трудности есть везде. Не обязательно идти в экспедицию, разве в Москве их мало? Но я считаю, что преодоление трудностей – это важная движущая сила. Каждому человеку надо ставить цель и идти к ней. Чтобы, засыпая, ты себя спрашивал: что я сделал за сегодняшний день, чтобы продвинутся к моей цели? А, просыпаясь, давал себе установку, что нужно сделать за световой день. И тогда, поверьте, у человека, просто не будет времени на наркотики и праздное шатание по улицам. В его жизни появляется цель. Если есть цель, то на пути к ней возникнут трудности, а преодоление трудностей и есть нормальная человеческая жизнь.

    Почему, как Вы думаете, несмотря на наличие комфортабельного и относительно безопасного транспорта, в том числе и морского, людей продолжает притягивать плаванье под парусами?

    Я за всех сказать не могу, скажу про себя. Мне, как мужчине, всегда хотелось обойти вокруг нашей планеты, под парусом, используя только ветер в качестве движущей силы. Такое событие в жизни навсегда меняет человека. Я вот еду в метро, смотрю на людей. Кто-то книжку читает, кто-то музыку слушает, а про себя думаю: «Федор, ты обошел вокруг света и милей за милей познавал нашу планету и видел то, что миллиарды людей никогда не увидят». Кто-то радуется новой машине, квартире, а я рад, что обошел вокруг света под парусом.





    Для любого путешественника, конечно, важна Вера, которая помогает вытерпеть самые большие невзгоды. А что Вы думаете о моряцких суевериях? Типа «женщин на борту». Верите ли в «морские» приметы? Профессия моряка богата ими, как ни одна в мире.

    Да верю. Что касается «женщины на борту», то ее сейчас неправильно интерпретируют. Думают, раз женщина ступила на борт, значит, все, нас ждет неудача. Исторически эта поговорка возникала в старые времена, когда капитан брал с собой жену в дальние походы на китобойных или рыболовецких судах. Моряки там были суровые, поэтому, когда судно в походе по 6-12 месяцев, капитан с женой, а остальные нет – это приводило к бунту. Сейчас на круизных судах работают женщины, и все в порядке. Я лично не выхожу из порта в понедельник. Это закон для меня.

    Мировой океан – самое таинственное, непредсказуемое и неисследованное место на нашей планете. А есть ли у океана «душа»?

    В Океане обитают живые существа, значит и он живой. А у любого живого существа есть душа.

    В путешествиях с человеком часто происходит нечто из разряда «нарочно не придумаешь». Расскажите о самом забавном, что произошло во время этой кругосветки?

    Неделю назад, ко мне на борт запрыгнул пингвин. Дело было ночью, здесь в Южной Атлантике. Начал делать поворот, включил весь свет на палубе. Ветер 30-35 узлов, лодка идет 10-12 узлов. Темень сплошная. Луны нет. Вдруг услышал гулкий стук. Смотрю, на правом борту, уже под гиком трепыхается маленький пингвин. Я выскочил из кок-пита, даже забыл пристегнуться к страховочному тросу. Пингвин маленький, где-то сантиметров 60, не больше. Черные глазки. Пока выпутывал его из рифовых шкотов, он укусил меня за руку несколько раз. Взял его подмышки (под крылья), как маленького ребенка, и отнес в кок-пит. Положил в ящик из-под продуктов и накрыл курткой. Ночью решил не выпускать, так как мне показалось, что он слегка «контуженный» от удара о палубу. К тому же решил снять его на видео, а то никто не поверит. Я прошел больше ста тысяч морских миль и первый раз вижу, чтобы пингвин запрыгнул в яхту. Но это случилось, и я даже снял этого гостя на видеокамеру. Хотя, также ночью на свет огней, в Тропиках, десятки летучих рыб падают на палубу, и это воспринимается, как обычное дело. Просыпался и постоянно проверял этого мужичка. Приятно, что на борту есть еще одно живое существо. Пытался кормить вяленой рыбой. Он не ест. Если бы он начал есть, и хорошо акклиматизировался на борту, я бы его точно взял до 40 градуса Южной широты. Однако, к утру он стал вялым, перья намокли. Решил, что надо его выпускать. Вполне вероятно, что он прикачался. Так часто бывает с птицами – если в океане птица садится от усталости на яхту и не улетает в течение суток – значит, она умрет. Чем больше она на лодке, тем больше ее укачивает, она теряет силы, ничего не ест. К сожалению, это случается в каждой кругосветке… Не хотелось, чтобы пингвин умер на у меня на борту. В обед я решил выпустить пингвина. Вытащил его из коробки, поснимал на видео. Он опять меня покусал за руку, и я его бросил за борт. Поплыл. Я держал его в поле зрения минуты две, но уже за пятой волной он скрылся из виду. Главное, чтобы его не заметили альбатросы. Эти птеродактили Южного Океана с ним быстро разделаются.

    Ваше любимое место на планете? Кроме дома, конечно.

    Я себя комфортно чувствую везде: на море, в горах, в пустыне, в Арктике. Я научился находить позитивные моменты в любой стихии.

    На берегу, Вы скучаете по морю. В море, наверняка, – по оставшимся на берегу близким и любимым. С какими прощальными словами отправляется в очередную интригу для мира Федор Конюхов?

    К моему возвращению готовьте новую экспедицию.

    Остается только безмерно гордиться нашим знаменитым соотечественником и желать ему благополучного достижения берегов Туманного Альбиона, новых невероятных свершений и, поменьше обывателей в окружении. Хотя… где им, обывателям, взяться в Антарктиде, Гренландии или Сахаре?





    Собственно, с этого интервью началось мое знакомство с семейством Конюховых – Федором и сыном его, Оскаром. Оскар сейчас занимает высокую должность в Федерации парусного спорта России. Вице-президент, вроде. Интервью мне Федор давал, находясь где-то в сильно штормящей Атлантике. Набирал латиницей, передавал как-то сыну, тот уже переписывал для меня в кириллице, а я потом рихтовала литературно.

    Федор долго не выходил в море одно время, решив полностью посвятить себя Богу (он - действующий священник). Но, видимо, на долго его не хватило. И в прошлом году он совершил то, что не удавалось до него никому – пересек на весельной лодке Тихий океан. В два приема, как я помню. С начала он отправился было в путь, но что-то не сложилось, то ли с лодкой, то ли с погодой. А вот со второго раза у него получился очередной подвиг. Удивительный человек, просто фантастический!


  2. 2 пользователей сказали cпасибо Panther за это полезное сообщение:

    alabaychic (05.04.2015), Миклухо Маклаев (05.04.2015)

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •