Демографическая ситуация в Германии По
коэффициенту рождаемости — всего 7,9 новорождённых на 1000 жителей в год — Германия относится к странам с самой низкой рождаемостью. Помимо того, что количество новорождённых столь мало, средний возраст впервые родивших молодых женщин составляет около 30 лет, и на каждую женщину приходится в среднем всего 1,3 ребёнка. В 2006 году в Германии родились 670—690 тыс. детей — рекордно низкий показатель с 1946 года, когда, несмотря на разруху и голод, в стране появилось на свет 922 тыс. младенцев. Причину сложившейся ситуации можно искать как в европейской системе образования (магистранты высших учебных заведений выпускаются в возрасте 25-26 лет), так и в чрезвычайно распространённой
женской эмансипацией и нацеленностью на карьерный рост.
Как во многих странах Европы, рождаемость в Германии ниже уровня
воспроизводства населения. Уже с
1972 года рождаемость в Германии ниже смертности. В 2006 г. на 670—680 тыс. новорождённых пришлось 820—830 тыс. умерших. В 2007 году годовой прирост населения в Германии составил −0,12 %. Параллельным процессом является старение населения. Низкий уровень рождаемости и растущая ожидаемая продолжительность жизни (у новорождённых в 2006 году мальчиков она составляет 74,4 года, а у девочек — 80,6 лет) влияют на возрастную структуру населения. Предполагается, что доля людей старше 60 лет вырастет с сегодняшнего показателя 23 % до 30 % в 2030 году. Кроме того, согласно последним демографическим прогнозам, к 2050 году население ФРГ сократится на 16 % — до 69-74 млн человек — и постареет. Возраст каждого третьего горожанина будет превышать 60 лет.
Ещё одной современной тенденцией в демографической ситуации Германии стала регионализация рождаемости. Авторы социологического исследования «Германия 2020 — демографическое будущее нации», проведённого Берлинским институтом по изучению проблем народонаселения и глобального развития, пришли к следующим выводам. Регионализация демографии обусловлена, прежде всего, экономическими факторами. Наиболее неблагоприятной ситуация представляется в крупных городах, где особенно низок уровень рождаемости. Наблюдается значительный отток молодых семей из бесперспективных в экономическом плане регионов. Это приводит к ослаблению инфраструктуры, уменьшению количества общественного транспорта в данных районах. По данным исследователей, особо сильно численность населения сократится в отдельных районах Тюрингии, Саксонии, Баварии и
Баден-Вюртемберга.
На данный момент самый высокий уровень рождаемости в Германии — в нижнесаксонском городе
Клоппенбурге. Его показатель — 1,92 (в то время как в среднем по стране он составляет 1,37). Эта местность, населённая в основном, глубоко верующими католиками, является, видимо одной из последних областей, где ещё сохранилось строгое патриархальное воспитание. Интересно, что система детских дошкольных заведений в регионе развита довольно слабо. Но так как женская занятость в регионе также одна из самых низких в стране (из 1000 женщин работают только 340), то проблема «Семья или карьера» здесь не возникает.
В стремлении не допустить демографического и экономического упадка Германии правительство проводит определённый курс демографического развития. Так например, с 1 января
2007 года была введена выплата детского пособия, направленного на стимулирование рождаемости. В течение года после рождения ребёнка его родители будут получать государственное пособие в размере 67 % от прежней зарплаты, но не более 1800 евро в месяц. Если отец решится минимум на 2 месяца оставить свою работу, чтобы подменить мать в уходе за ребёнком, семья получит право на дополнительное двухмесячное пособие. Матери и отцы-одиночки (которых сейчас насчитывается порядка 2,4 млн человек) будут автоматически получать свои значительно увеличенные пособия в течение 14 месяцев.
Кроме того, важным демографическим фактором, компенсирующим низкую рождаемость в стране, остаётся значительный приток иммигрантов. Однако дальнейший рост иммиграции способен ещё сильнее обострить проблему интеграции иностранцев и вызвать рост социальной напряжённости в стране.
[10]
Социальные закладки