Genki Sudo.jpg
Когда речь заходит об истории ММА, существует лишь одна доминантная точка зрения – семья Грейси экспортировала БЖЖ в США, создала там UFC 1, и так появился новый спорт.
В реальности же история ММА имеет две основные ветви. ММА развивалось и как бизнес и как спорт, как в США, так и в Японии. Одна история становления ММА касается популяризации спорта в Америке. Но другая история совершенно иная. Эта история не слишком известна или понимаема в США и неудобна для американских фанов. Начинается она в самом малоприятном [для Америки] месте.
В Соединённых Штатах профессиональный рестлинг имел крайне негативную окраску. Он воспринимался многими как форма развлечения, рассчитанная на низшие слои. Но совершенно не обязательно, что так должно было быть повсеместно. Профессиональный рестлинг успешен во всём мире, имея различные стили и рассчитывая на различные категории. Одно из мест, где ему всегда уделялось большое внимание, - это Япония.
Традиционный японский прорестлинг имеет те же основные принципы, что и американский. Это означает, что победитель матчей определяется заранее и рестлеры не пытаются нанести друг другу вред. Соревнования, где состязающимся правилами предписывалось стараться выиграть друг у друга, были редки. Однако за последние 35 лет японский прорестлинг стал разительно отличаться от американского. Американский прорестлинг возвысился и стал более нереалистичным, в то время как в Японии он более реальный и проспортивный.
Лейтмотивом здесь стало противостояние, цель которого была доказать, что японские прорестлеры круче представителей других дисциплин. Эта идея была принята не только фанами, но и самими рестлерами.
Антонио Иноки был самой большой звездой New Japan Pro Wrestling, множество спортсменов "дрались" с ним по правилам ММА. Результаты таких поединков были предопределены – Иноки побеждал и доказывал своё превосходство, но его противники были настоящими спортсменами, такими как, например, звезда дзюдо Уиллем Руска или звезда карате Уилли Уилльямс. Самым знаменитым из них был Мухаммед Али, который по прибытию в Японию решил, что не хочет проигрывать Иноки. Результатом стала схватка, в которой Иноки лежал на спине, пиная Али по ногам.
В это время за пределами ринга происходила эволюция. Некоторые из сильнейших борцов того поколения, такие как Карл Готч и Билли Робинсон, приехали в Японию. Готч был самбишн рестлером, которого страшились, и он начал тренировать японцев в соответствии со своим видением того, что реально работает. В дожо юные рестлеры учились технике настоящего самбишн рестлинга.
В то время как перед камерами, рестлинг по-прежнему был срежиссирован, за кулисами рестлеры учились искусству боя. Кен Шэмрок тренировался с Карлом Готчем, и те тренировки запомнились ему как особенно жестокие. "Он сидел в офисе, пил вино, временами выходя оттуда и работая с нами так, что потом мы не могли больше ходить", – рассказывает Шэмрок.
Фрэнк Шэмрок добавляет: "Рестлеры черпали знания из тренировок с Карлом Готчем и из старого кетч-рестлинга. Основной концепцией была экстремальная мышечная сила, помноженная на развитую сердечно-сосудистую систему, плюс отточенные технические действия".
"Бои" Иноки с представителями различных стилей со временем приобретали всё более реальные черты. Джош Барнетт выступал и за New Japan Pro Wrestling, и дрался в ведущих японских ММА организациях.
"Дзюдоисты и каратеки приходили в дожо, потому что реклама гласила, что прорестлинг – самое сильное боевое искусство в мире", - рассказывает он. "И эти парни появлялись там, чтобы доказать, что это не так. Двери закрывались, и ребята из New Japan рвали любого".
Барнетт объясняет эту соревновательность особенностями японского менталитета.
"Японская культура – крайне ориентирована на сражения", - говорит он. "Им нравится противопоставлять одно другому. И им доставляет огромное наслаждение наблюдать за тем, кто же одержит верх в этом соревновании. Также страна смотрела и на прорестлинг – серьёзно и без насмешки".
Игры с реализмом продолжились в 80-х годах, это было связано с новой восходящей звездой – Акирой Маедой. Маеда вначале выступал за New Japan, однако был разозлён их менее реалистичным стилем и тем фактом, что компания отказалась продвигать его в качестве топовой звезды. После завоевания ошеломительного успеха, в 1988 году он по-хорошему уходит из компании и создаёт Universal Wrestling Federation. В UWF к нему присоединились многие восходящие звезды, такие как Нобухико Такада, Минору Сузуки, Масакатсу Фунаки, Кийоши Тамура и Кен Шэмрок.
UWF обещали более реалистичный стиль, чем New Japan, и позиционировали свои поединки как реальные. Такое восприятие усиливалось хаотичностью образа Маеды. Маеда участвовал в прорестлерских матчах и реальных боях с ведущими звёздами - Андре the Giant, Сатору Саяма и Рики Чошу.
Кен Шэмрок полагает, что многие фаны были одурачены, веря, что поединки в UWF были настоящими.
"Все те удары руками и ногами, а также самбишн, которые они проводили, сработали бы и в реальной ситуации, так что было трудно сказать, было ли это срежиссировано или нет", - утверждает Шэмрок. "Было сложно сказать, что там было реальным, а что нет".
Хотя исходы поединков в UWF по-прежнему определялись заранее, однако этот бизнес всё больше уходил в сторону реальности. Это новое направление имело ошеломительный успех. Билеты на первое большое шоу UWF, проводившееся на 12-тысячной арене, были распроданы за 15 минут, несмотря на их высокую стоимость. Главным событием того вечера стала победа Маеды над звездой карате Жерардом Гордо. Это произошло более чем за пять лет до того момента, как Гордо встретился с Хойсом Грейси в финале UFC 1.
Хотя Маеда избегал спортивных состязаний, некоторые бойцы верят, что он мог неплохо себя там проявить на пике своей формы в конце 80-х.
"В спортзале, когда начинались реальные бои, Маеда был на высоте", - говорит Кен Шэмрок. "Никто не мог до него дотронуться".
Вероятно, что способности Маеды были до определённой степени раздуты из-за его звёздного статуса, однако у него самого не было стимула, чтобы участвовать в реальных соревнованиях.
"Спонсоры и телевидение требовали присутствия Маеды в карде турнира, иначе они не хотели транслировать продукт", - говорит Барнетт. "Когда нужно заботиться о достигнутом успехе твоей организации, становится рискованным драться за её пределами. Ворк был необходимостью''.
В то время как перед камерами UWF по-прежнему продвигал прорестлинг, за пределами ринга бойцы готовились к реальным поединкам. Кен Шэмрок стал участвовать в UWF именно для того, чтобы извлечь оттуда навыки, которые можно было использовать в реальности. Шэмрок занимался профессиональным рестлингом в Америке, когда его приятель Дин Маленко дал ему кассету с записью UWF. Шэмрок был настолько впечатлён увиденным, что устроил соревнования в Майами. Поскольку у него была подготовка в борьбе и боксе, он смог там доминировать.
После этого Шэмрок отправился в Японию, где он организовал двухчасовое соревнование, меняя спарринг партёра каждые полчаса. Он выступил хорошо против первых двух, но двумя другими оказались Масакатсу Фунаки и Минору Сузуки. Фунаки и Сузуки по очереди заставили Шэмрока сдаться, поэтому он сделал вывод, что ему надо изучить эту технику. Он стал летать в Японию за три недели до своих матчей и тренировался с Фунаки, Сузуки, Йошиаки Фудживара и Йошики Такахаши.
Такой опыт был типичен для рестлеров UWF. Они тренировались, чтобы быть настоящими самбишн рестлерами, однако пока у них не было возможности продемонстрировать свои возможности.
Кульминационным моментом для UWF стало шоу в ноябре 1989 года в Tokyo Dome, которое собрало 60000 фанов и принесло в общей сложности 5.6 миллионов долларов. Такой быстрый и оглушительный успех стал причиной разногласий за кулисами шоу. Президент и промоутер группы, Шинджи Джин, хотел, чтобы рестлеры UWF провели показные бои с рестлерами из другой, менее реалистичной, японской рестлерской организации. Маеда строго следил за правильностью производимого продукта, поэтому не хотел делать ''липовый'' рестлинг.
Последовала борьба двух властей, которая в результате уничтожила популярный чемпионат. Джин уволил всех рестлеров, и организация закончила своё существование после шоу 1-го декабря 1990 года, в главном событии которого Масакатсу Фунаки победил Кена Шэмрока. UWF оставила после себя богатое наследие - 27 из 31 их шоу были финансово успешными.
А в это время эра ММА уже вовсю стучалась в дверь.
С распадом UWF ключевые бойцы разбрелись в разные стороны. Было создано большое количество новых организаций, правила которых разнились по степени реальности.
Наибольшего успеха из них добилась UWF International или UWFI. UWFI - организация с показательными боями, была построена вокруг Нобухико Такады, высмеивавшим легитимность других японских прорестлерских компаний. UWFI включала в себя юных рестлеров Казуши Сакураба и Кийоши Тамура, которым предстояло добиться огромного успеха в ММА.
Акира Маеда создал свою собственную организацию - RINGS. Изначально RINGS была ворковой организацией, построенной под Маеду. Со временем показные бои стали чередоваться с реальными. В конце концов, организация стала проводить только реальные поединки, и основную роль в ней играли такие бойцы, как Антонио Ходриго Ногейра и Фёдор Емельяненко.
В то время как RINGS и UWFI продолжали проводить показные бои, другая группа рестлеров UWF решила создать нечто иное. Так появился Pancrase, который стал первой широко известной японской организацией с реальными поединками. Кен Шэмрок объясняет мотивы основателей Pancrase: "Они устали драться с парнями, которым было по 40-50 лет. Они были лучше их, но им не давали шанса показать это. И тогда было решено создать новую организацию, где проводились бы настоящие бои и побеждали бы сильнейшие".
Масакатсу Фунаки, Минору Сузуки и Кен Шэмрок, покинув UWF, сначала дрались за Pro Wrestling Fujiwara Gumi, новую прорестлерскую компанию. В большинстве своём бои в PWFG были срежиссированы, но затем появились и реальные поединки. Первые подобные бои состоялись в PWFG 4-го октября 1992 года. В двух схватках прорестлеры засабмитили кикбоксеров, это были Кен Шэмрок, победивший Дон Накайа Нейлсен, и Йошики Такахаши, выигравший у Супермена Саттасаба. Несмотря на то, что остальная часть карда была ворком, эти бои не были представлены как-то по-иному. Фунаки, Сузуки и Шэмрок хотели проводить больше реальных поединков, поэтому они покинули Fujiwara Gumi, чтобы создать Pancrase.
Pancrase дебютировал в сентябре 1993-го, и его самым заметным отличием от предшественников стала быстрота, с которой заканчивались поединки. Джош Барнетт отмечает: "Бои длились минуту или две. Для большинства людей это было шоком, потому что в прорестлинге матчи никогда не заканчивались столь быстро". Собственно на бои в первом шоу ушло 13 минут и 5 секунд.
Самой большой звездой Pancrase был Масакатсу Фунаки. Фунаки был героем Японии, невероятно талантливым бойцом, который сражался против других топов по всему миру. Джош Барнетт отзывается о нём, как о "символе Японии", а Фрэнк Шэмрок представляет его как "золотого мальчика" Панкрейса.
Кен Шэмрок считает Фунаки своим лучшим наставником. "Я многому у него научился", - говорит Шэмрок. "Он уделял нам время и тренировался со мной и другими ребятами, взял меня под своё крыло. Он увидел во мне что-то, поэтому и готовил меня". Нужно отметить, что в главном событии первого шоу Pancrase Кен Шэмрок победил своего учителя Фунаки.
Фунаки был успешен в MMA, потому что с раннего возраста изучал технику сабмишн рестлинга и в начале 90-х вышел на пик своей физической формы. Фунаки побеждал всех ведущих звёзд Pancrase, включая Минору Сузуки, Кена Шэмрока, Фрэнка Шэмрока и База Руттена. Также он старался завести толпу, и сумел поставить молодую организацию на ноги.
Фрэнк Шэмрок говорит: "Фунаки был сумасшедшим учёным. Он превозносил идею самбишн на ещё более высокий уровень, чем остальные японцы. У него было неутолимое желание учиться большему и совершенствовать своё тело. И как зрелищный боец он понимал необходимость развлекательного момента".
Другой большой японской звездой Pancrase был Минору Сузуки, игравший роль плохого парня. И он неплохо с нею справлялся. Кен Шэмрок говорит, что у Сузуки "не было времени на людей. Он скорее ударил бы их по голове, чем стал бы им помогать. Он был хорошим плохим парнем". Фрэнк Шэмрок добавляет, что "он был типичным плохим парнем, в японском стиле, что означает прилизанные чёрные волосы и чёрный "прикид". Джош Барнетт был большим фанатом Сузуки и тренировался с ним, но и он соглашается с тем, что "Сузуки – это синоним слова м*дак".
Хотя Сузуки и играл роль злодея, его заслуги были весьма уважаемы коллегами. Фрэнк Шэмрок отмечает: "Его техника и знания, а также координация, были за гранью того, с чем я сталкивался". Руттен добавляет: "Сузуки на земле был кудесником, очень быстрый".
Руттен также был одним из наиболее успешных бойцов ранних дней Pancrase. Руттен был прекрасным кикбоксёром, множество японских организаций выказывали к нему интерес. Он выбрал Панкрейс, чтобы продемонстрировать всю полноту своих возможностей. "RINGS была подобной организацией, но там всё было подстроено", - замечает Руттен. "Когда ко мне обратились из Pancrase, я сказал им, что, если они хотят меня видеть, пускай удостоверятся, что всё будет взаправду".
Фрэнк Шэмрок вспоминает, что стойка Руттена устрашала других бойцов. "Его кикбоксинг был сокрушителен", - говорит Шэмрок. "Это было то, чего все боялись. Помимо этого у него было своё базовое понимание того, что есть реальный бой. Я воспринимал Панкрейс как спортивную активность. У База же был менталитет уличного бойца".
Поскольку у Руттена на заре его карьеры в Pancrase были проблемы с партером, он переключил своё внимание на самбишн. Его манера изучения самбишн была необычной - он обучался, просматривая видеозаписи. "Счастье, что все, что я видел, я мог тут же выполнить", – говорит Руттен. "Я просматривал бои, если я видел, что кто-то побеждает каким-то незнакомым приёмом, я тут же опробовал его на своих учениках. Всякий раз я приходил с новой техникой и находил новые пути её воплощения". Улучшив свои самбишн, Руттен выдал долгую беспроигрышную серию, прежде чем покинуть Pancrase.
Фрэнк Шэмрок стал другим успешным продуктом Pancrase. Он тренировался полгода со своим сводным братом Кеном, а затем, непосредственно перед своим дебютом, ещё два месяца занимался в Японии. Он стал одним из топовых бойцов Pancrase, хотя изначально от него не ждали многого.
"Я всех удивил своим стремлением к победе и своими физическими качествами", – вспоминает Фрэнк. "Думаю, я должен был стать трамплином для многих, но я не сдавался. Со временем я стал уважаемым, а мои победы ожидаемыми".
Многие из звёзд Pancrase могли бы иметь и больший успех позднее, если бы не тот тяжкий урон, который они понесли здесь. Большинство бойцов Pancrase дрались каждые полтора месяца, в результате чего накапливались травмы. Фрэнк Шэмрок: "Это была игра, ориентированная на болевые, большинство из которых приходилось на суставы. Со временем это могло привести к такому ужасающему результату, как разрыв связок". Ухудшение здоровья сократило спортивную карьеру Фунаки, Сузуки и Руттена, среди прочих.
Несмотря на то, что Pancrase был организацией, проводившей реальные бои, им не удалось полностью избавиться от прорестлерского наследия. Временами это выражалось в предопределённости результатов. Кен Шэмрок с неохотой говорит на эту тему, но признаётся, что "пару раз я делал те вещи, которые не хотел делать". Несколько предопределённых результатов создали распространенное мнение о том, что на начальном этапе бои в Pancrase "вели".
В 1993 и в 1994 гг. Фунаки и Сузуки имели бОльшие познания, чем остальные бойцы. Они годами тренировались в сабмишн рестлинге и понимали все аспекты игры. Таким образом, в угоду зрелищности Фунаки и Сузуки время от времени давали своим соперникам возможность создать драму, прежде чем их ''съесть''.
Мнения расходятся в том, насколько это было распространено. Баз Руттен настаивает, что его никогда не просили проиграть, и он никогда не слышал, чтобы об этом просили ещё кого-нибудь, но тут же признаётся, что "были некоторые бои между японцами, которые выглядели слишком быстро меняющимися".
Джош Барнетт утверждает: "Когда ты настолько хорош, ты можешь позволить противнику думать, что это у него всё выходит намного лучше, чем он ожидал, и при этом он не представляет, что с ним играют в кошки-мышки".
Фрэнк Шэмрок говорит, что "поддержка" более чем имела место в Pancrase. Он добавляет: "Я знаю абсолютно точно, что эти парни были на голову выше всех остальных, поэтому они стремились к зрелищности, прежде чем закончить бой". Такая забота о зрелищности помогла процветанию спорта. Казуши Сакураба годы спустя таким же образом играл с менее опытными противниками.
Pancrase продолжает существовать и наши дни, хотя его статус ведущей японской ММА организации был отобран новой компанией. В 1997 году дебютировал Pride Fighting Championships. Маловероятно, что он был бы создан без его предшественников из прорестлинга.
Смерть прорестлерской организации UWFI означала, что их топовая звезда Нобухико Такада ищет новую работу. Успех Pancrase подогрел интерес к тому, как Такада выступит в настоящих боях. Такада стал гвоздём программы первых шоу PRIDE, это и позволило организации выжить, пройдя первоначальные трудности роста. Когда стало понятно, что Такада представляет собой как боец, другой прорестлер UWFI занял его место. Его звали Казуши Сакураба, и он превратил PRIDE в мастодонта.
Успех PRIDE не может быть полностью понят без осознания его корней. "Без UWFI, без RINGS, без Pancrase не было бы PRIDE. PRIDE был построен на спинах прорестлеров", – говорит Джош Барнетт. UFC и PRIDE определили лицо современного ММА, хотя они и вышли из совершенно различных традиций и были направлены на совершенно разную аудиторию.
История ММА – это история не одного, а двух направлений.
Социальные закладки