Со времен первобытно-общинного строя человек вступал в единоборство со своими противниками. В таких поединках, чтобы победить, ему требовалась не только физическая сила, но и ловкость, изворотливость, хитрость. Именно благодаря личному опыту ведения таких поединков, формировалась индивидуальная тактическая смекалка. Те приемы или движения, которые помогали одержать победу, человек запоминал и по возможности старался повторить и в других поединках. При воспитании своих детей или детей своего племени, лучшие бойцы передавали им свой опыт, обучали приемам, которые приводили их к победам.
Таким образом, происходило формирование зачатков народных видов единоборств. Естественно наши предки не могли не заметить того чисто зрительского интереса, который проявляла молодежь, да и просто большая часть населения к состязаниям бойцов. Именно о популярности единоборств прошлого и говорят многие памятники искусства, так как летописцы и художники того времени не могли оставаться равнодушными к любимому народному состязанию.
В этом отношении интересным памятником является гробница в селе Бени-Гассан в Египте. Этому уникальному творению более 4000 лет. На фресках изображено около полутора сотен приемов, которые применяли египетские борцы, причем многие из них существуют, и по сей день. Судя по изображениям, количество приемов было большим и отличалось разнообразием. Применялись приемы борьбы в стойке, партере, а так же болевые и удушающие приемы, удержания.
Что касается техники выполнения ударов, то наличие таковой подтверждают изображения имеющие отношение примерно к 140 году до н.э. Как и в критском боксе, египтяне использовали удары руками, ногами, локтями и коленом. Однако в Египте развитие ударной техники носило более мягкий характер. Следует заметить, что именно египтянам принадлежит первенство в создании целого комплекса специальных гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости, подвижности в суставах.
В отличие от Египта бросковая техника Вавилона носила менее амплитудный характер. Больше использовалась техника борьбы в партере, удержания. Броски чаще проводились с обвивом, при чем вместе с падением атакующего. Такая техника требует больше физических усилий, нежели отточенности технических действий. Работа рук также отличалась более силовым направлением. В поединках часто использовались удары наотмашь как кулаком, так и открытой ладонью.
На острове Крит система физического воспитания большое место уделяла искусству единоборства. Критский рукопашный бой, в отличие от египетского и вавилонского, вобрал в себя мягкость египтян и жесткость вавилонцев. Кроме того манера передвижения критян отличается особой пластикой, гибкостью, схожей, пожалуй, с танцем. Критские поединки более носили соревновательный характер, чем боевой. Арсенал приемов, применяемый островитянами, был весьма разнообразным. Упавшего соперника разрешалось добивать ногами или руками, при этом он для защиты также использовал удары руками и ногами, зацепы и захваты даже лежа.
Атлетика не только воспитывала физическую силу человека, она формировала и его нравственный облик. Красота тела воспринималась как признак общей культуры гражданина, своеобразное проявление мужества, доблести и физического совершенства. Популярность атлетики была так велика, что уже в VII - VIII столетии до н.э. появились общегреческие состязания, на которых выступали лучшие атлеты из многих городов Древней Эллады.
Городок Олимпия, в живописной долине реки Алфей, у подножия священной горы Олимп, стал местом проведения древних 33-х Олимпийских игр. Из единоборств в программу античных олимпийских игр входили борьба, кулачный бой, а начиная с Олимпиады 648 г. до н.э. и панкратион (греч. - pankration - всеборье). Кроме того, борьба входила в проводившиеся, начиная с 708 года до н.э., состязания по пентатлону. Пентатлон - многоборье, включавшее состязания по бегу на один стадий (длину стадиона равную 192,27 метра), прыжки в длину, метание диска и копья, а так же и борьбу.
Кулачный бой в программу олимпийских игр был введен несколько позже борьбы. Отличительная особенность греческого бокса заключалось в том, что удары разрешалось наносить только руками, а атакуемой областью была лишь голова. Удары в корпус были запрещены, хотя разрешались удары по лопаткам, по затылку, в подмышечную впадину и по локтевым суставам. Поединки велись очень динамично, варьировалась дистанция, соперники активно перемещались. Во время тренировок греки использовали учебные спарринги с партнером, работу со снарядами (груша, мешок), бой с тенью.
Легенды называют создателями древнего панкратиона греческих героев - Тезея и Геракла. Тезей с помощью боевого искусства, совмещающего удары и борьбу, победил страшное чудовище - жившего в лабиринте Минотавра, а затем, став царем (13 век до н.э.) создал Истмийские игры, в программу которых входили и единоборства. Геракл наиболее явно продемонстрировал технику панкратиона в схватке с Немейским львом.
Панкратион начинал свои состязания на 4 день Олимпийских игр. Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов. Соревнования проходили на специально подготовленной площадке – ”мальфо”, покрытой толстым слоем мелкого песка. В этих поединках действительно определялись самые сильные, ловкие и мужественные атлеты. Являясь самым оригинальным и самым трудным состязанием древних игр, панкратион сочетал в себе приемы борьбы в стойке и партере, подсечки и болевые приемы, удушения. Разрешалось наносить удары руками, локтями, коленями, ногами и головой. Удары выполнялись в голову и корпус, по ногам и рукам. Можно было добивать лежащего соперника, и в тоже время повергнутый на площадку противник имел право, защищаясь выполнять удары даже лежа. Именно в панкратионе атлеты впервые начали выполнять удары в прыжках и сочетать серии ударов с захватами для бросков.
Некоторые исследователи считают, что причиной появления панкратиона стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нем почти не было ограничений. Запрещено было только кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников.
Если один из бойцов сдавался, то он поднимал большой палец руки вверх, или похлопывал по телу соперника. Судья обязан был вовремя это заметить. Конечно, своевременно успеть остановить схватку удавалось не всегда, особенно если один из бойцов был явно сильнее другого.
Борцы не использовали какое - либо защитное снаряжение. Исход борьбы решался не способностью одного из участников продолжать схватку или добровольное признание собственного поражения.
Древний панкратион – это единоборство с минимальными ограничениями. Еще меньше ограничений было на соревнованиях, проводившихся в Спарте. Кроме того, в Спарте существовал не только мужской, но и женский панкратион.
Существовало две разновидности панкратиона - ано и като. Ано-панкратион напоминал современный кикбоксинг. Его условием был поединок только стоя. Такой панкратион считался относительно безопасным и предназначался в основном для начинающих бойцов. Като-панкратион разрешал как удары, так и борьбу. Борьба проходила в основном на земле, и конечной целью было лишить противника возможности сопротивления за счет удушающего приема или замка сустава.
Победители в панкратионе становились национальными героями. Лучшие девушки Греции удостаивались чести увенчать победителя Олимпийских игр лавровым венком. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н.э., т.е. почти за тысячу лет существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен.
Сохранилось много древних легенд о героях панкратиона. Напрмер, афинянин Диоксопп, сражаясь совершенно голым, одолел македонского воина Корагуса, одетого в доспехи и вооруженного копьем. Другой известный боец - Полидам из Фессалии убил в "товарищеской встрече" трех телохранителей короля Персии.
Наиболее знаменитым чемпионом спортивного панкратиона был Диагор с острова Родос. В его честь была написана ода, которую выгравировали золотыми буквами над входом в Храм Афины в Линдо.
Самым известным поединком панкратиона со смертельным исходом стал последний бой известного чемпиона Аррихиона, который умер, но при этом победил. Попавшись на удушающий замок сзади, Аррихон успел вывернуть противнику лодыжку и заставил его поднять руку в знак сдачи на мгновение раньше, чем сам испустил дух.
Еще одна знаменитая смертельная схватка произошла между Крегом и Дамоксеном. Их поединок продолжался до захода солнца, и поскольку никто не мог победить, было объявлено предусмотренное правилами дополнительное соревнование - бойцы должны были по очереди наносить друг другу удары в полную силу до нокаута, при этом противник стоял неподвижно в том положении, которое указывал тот, кто наносит удар. Первым нанес удар Крег, разбив кулаком лицо своего противника. В ответ на это Дамоксен велел Крегу поднять вверх левую руку и затем нанес смертельный удар кончиками сложенных пальцев в область сердца.
Одной из выдающихся личностей среди борцов является знаменитый Милон Кротонский. Этот атлет выигрывал соревнования по борьбе на шести олимпиадах подряд, при чем, участвуя в других состязаниях, проводившихся между этими шестью олимпиадами, он сумел выиграть ВСЕ! Кроме того, о Милоне Кротонском можно говорить как о ярком примере гармонично сформированной личности: изучая философию, он был одним из лучших учеников Пифагора. А Пифагор в свою очередь имел неплохие успехи в палестрики.
На эволюцию развития панкратиона оказали влияние стилевые различия предшественников этого вида единоборств - египетская борьба, вавилонский кулачный бой и критский бокс. Также свое влияние на панкратион оказали греческий кулачный бой и борьба. В свою очередь некоторые из этих видовых направлений получили свое дальнейшее развитие и эволюционировали в современные виды единоборств. Так, например, греческая борьба - праматерь сегодняшней греко-римской, а критский бокс является одним из праотцов современного бокса.
В панкратионе греки видели отличное средство подготовки юношей к воинской службе, закалке их характера, физического развития. Методика подготовки бойцов, созданная в панкратионе эллинов, перешла в Древний Рим, где в императорские времена с ней познакомились ”варварские” германские и галльские племена. Знания панкратиона через войско Александра Македонского, завоевавшего Персию и дошедшего до Индии, задолго до нашей эры было занесено в те самые места, откуда через несколько веков Бодхидхарма отправился в Китай, где стал настоятелем монастыря Шаолинь и ввел в обучение монахов боевые приемы, а главное научил их сражаться голыми руками.
Существует гипотеза о происхождении всех боевых искусств Востока от панкратиона. Во всяком случае, он несомненно повлиял на развитие единоборств в Индии, где до сих пор сохранились напоминающие панкратион древние виды национальной борьбы.
Разумеется, в панкратионе был элемент жестокости, опасности, но это не делало состязания грубыми. Период упадка панкратиона начался с победы римского войска над греками в 146 году н.э. На смену поединкам панкратиона пришли бои вооруженных гладиаторов.
Итак, панкратион начал свое победное шествие по планете с 648 г. до н.э. Для сравнения: почти через 700 лет появился тайский бокс. Через 1000 лет в Корее начало развиваться искусство, получившее название таэквон-до. Почти через 1200 лет в Китае, в монастыре Шао-линь, Бодхидхарма стал культивировать среди монахов кунг-фу. Через 2100 лет на острове Окинава возникло карате-до.
В течении последних двух тысяч лет панкратион развивался в разных странах как боевой раздел различных видов единоборств. Самобытность стилевых направлений панкратиона получила свое развитие в таких единоборствах как кунг-фу (Китай); вьет-ва-дао (Вьетнам); капоэйра и валитудо (Бразилия); тхеквон-до (Корея); бокс (Англия); карате-до, айки-до, джиу-джитсу и дзюдо (Япония); вольная борьба и савоте (Франция); кик-боксинг (США); классическая борьба (Греция); самбо (Россия). Именно в развитии национальных видов единоборств в панкратион влился колорит этнических систем физвоспитания и культуры народов, населяющих эти страны. Таким образом, панкратион расслоившись на свои стилевые направления, получил возможность своего развития в национальных пластах физической культуры и этики, а так же обрел статус боевого, оздоровительного, либо спортивного предназначения в соответствии с потребностями наций.
Жесткие условия проведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающих здоровью атлетов по этой причине древнегреческая борьба панкратион не сохранилась до наших дней в первозданном виде. Пришедший к нам из глубины веков, из программы древних Олимпийских Игр панкратион переживает ныне вторую молодость. Возрождаемый вид борьбы безопаснее своего древнего предшественника. Поединки в нем проводяться с ограничием времени, с использованием легких, удобных и надежных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть борьбы остается неизменной. Атлетам разрешается применять практически весь арсенал технических действий борьбы вольной, греко - римской, самбо, дзюдо, восточных единоборств, бокса и кикбоксинга. Такой арсенал технических возможностей позволяет вести поединок на любой дистанции и с любого положения, что делает панкратион идеальным оружием в схватке с любым противником.
Первая возрожденная система панкратиона появилась в 60-е годы 20 века в США благодаря "отцу современного панкратиона" - американцу греческого происхождения Джиму Арвантису. Система Арвантиса называется "мю тао панкратион" или "современное греческое каратэ". Идея панкратиона легла в основу современных "боев без правил". Эта система ориентирована в основном на технику свободного боя и близка к системам рукопашного боя.
Таким образом, в конце 20 века панкратион продолжил свое развитие в форме различных модифицированных или неструктурированных систем рукопашного боя, в форме абсолютных поединков: ультимативные бои в США, прайд в Японии, валетудо в Бразилии и т.д.
С целью возрождения на новой основе, в соответствии с современными реалиями и требованиями к спорту 21 века, а также включения Панкратиона в Олимпийские игры, была создана Международная Федерация Единоборства Панкратион в Афинах (Греция) (IFPA). Работая в тесном сотрудничестве с Министерством по спорту и Министерством по образованию и религии Греции, IFPA разработала программу возрождения панкратиона как Олимпийской дисциплины.
По решению национального Олимпийского комитета Греции и с разрешения Международного Олимпийского комитета панкратион был представлен в качестве показательного вида в программе Олимпийских игр 2004
по материалам www.rfpromo.com
Социальные закладки