Страница 88 из 105 ПерваяПервая ... 387884858687888990919298 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 871 по 880 из 1042

Тема: Тема обо всем интересном.

  1. #871
    Аватар для Д.С.
    Регистрация
    24.09.2014
    Сообщений
    3,165
    Поблагодарил(а)
    16,700
    Поблагодарили 12,127 раз(а)
    Вес репутации
    134

  2. 4 пользователей сказали cпасибо Д.С. за это полезное сообщение:

    ilho (16.04.2017), MrPohuimoroz (16.04.2017), rolandtomas (19.04.2017), s3648 (19.04.2017)

  3. #872
    Аватар для Раздолбай
    Регистрация
    02.10.2014
    Сообщений
    2,734
    Поблагодарил(а)
    1,866
    Поблагодарили 3,673 раз(а)
    Вес репутации
    48
    Монгольский лук. | Военная история
    Нефёдов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего, 2008. - 752 c.

    ГЛАВА XI. ЭПОХА МОНГОЛЬСКОГО ЛУКА

    11.1. Появление монгольского лука.


    Переходя к рассмотрению волны монгольских завоеваний, неободимо прежде всего установить ее причины, указать на то фундаментальное открытие, которое играло в этом определяющую роль. Нет сомнения, что монголы обладали военным превосходством над своими противниками, но каковы были масштабы это го превосходства? Приведем один пример. В сентябре 1211 г. монголы встретились в битве у крепости Хуйхэпху с армией могущественной империи Цзинь. Как отмечалось выше, это была регулярная армия, состоявшая из профессиональных воинов-латников, которые использовали тактику таранных атак. По китайским источникам, численность цзиньской армии составляла около 400 тыс. солдат — это были лучшие войска, собранные со всей огромной империи1. Монголов было не более 100 тыс., тем не менее цзиньская армия была наголову разбита и практически уничтожена. «Пошло такое истребление, что кости трещали, словно сухие сучья», — говорит «Сокровенное сказание». Убитых было столько, что «степи стали издавать зловоние»2.
    Военное превосходство монголов было колоссальным, но чем оно объяснялось? Историки по-разному объясняют причины монгольских побед: одни говорят о талантах монгольских полководцев, о маневренной тактике, другие — о жесткой дисциплине, о четкой военной организации. Однако известно, что монголы заимствовали свою тактику и организацию у Цзинь и побежденной ею импе-
    -------------------------------------------
    1 Воробьев М. В. Чжурчжени и государство Цзинь (Х в. — 1234 г.). М., 1975. С. 126, 196, 198; Кычанов Е. И. Чжурчжени в XI веке Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 277–278; Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»). М., 1975. С. 72.
    2 Козин С. А. Сокровенное сказание. Т. I. М. — Л., 1941. С. 179.

    483

    рии Ляо3, что в сотнях битв на протяжении XIII в. монголами командовали разные (и не всегда талантливые) полководцы, тем не менее они почти всегда побеждали. Так в чем же заключалась причина этих побед? Ответ на этот вопрос был одной из задач посольства, направленного римским папой ко двору монгольского хана. Возглавлявший это посольство ученый монах Плано Карпини оставил подробное описание оружия и тактики монголов.
    «Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое, — писал Плано Карпини, — два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три больших колчана, полных стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… Некоторые имеют латы… Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча… Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и они это делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»3. Плано Карпини акцентирует внимание на стрелковом вооружении и стрелковой тактике монголов: «…Надо знать, что если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но ранят или убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой». В заключение посол дает рекомендации о том, как противостоять татарам: нужно иметь хорошие луки и закаливать стрелы, как это делают монголы, а чтобы уберечься от монгольских стрел, нужно иметь двойные латы4.
    С выводами Плано Карпини перекликается свидетельство армянского царевича Гайтона. «С ними очень опасно начинать бой, — рассказывал Гайтон в 1307 г., — так как даже в небольших стычках с ними так много убитых и раненых, как у других в больших сражениях. Это является следствием их ловкости в стрельбе из лука, так как их стрелы пробивают все виды защитных средств и панцирей…
    В сражениях в случае неудачи отступают они в организованном по-
    ----------------------------------------------
    3 Ларичев В. Е., Тюмина Л. В. Военное дело у киданей (по сведениям из «Ляо-ши») // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск. 1975. С. 112; Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973. С. 81.
    4 Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. С. 50–53, 62.

    484

    рядке, преследовать их, однако, очень опасно, так как они поворачиваются назад и умело стреляют во время бегства и ранят бойцов и лошадей. Как только видят они, что противник при преследовании рассеян и его ряды пришли в беспорядок, поворачивают они опять против него и таким образом достигают победы»5.
    «В битвах с врагом берут они верх вот как, — свидетельствует Марко Поло, — убегать от врагов не стыдятся; убегая, поворачиваются и стреляют из лука. Коней своих приучили, как собак, ворочаться во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно да сильно, так же точно, как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьет и вражеских коней и людей, а враг думает, что они расстроены и побеждены, а сам проигрывает, оттого что и кони у него перестреляны, да и людей изрядно перебито. Татары, как увидят, что перебили и вражьих коней, и людей много, поворачивают назад и бьются славно, храбро, разоряют и побеждают врага. Вот так-то они побеждали во многих битвах и покоряли многие народы»6.
    В «Великой хронике» Матфея Парижского многократно повторяются свидетельства разных авторов о том, что монголы «несравненные лучники», «удивительные лучники», «отличные лучники». Один из венгерских епископов подчеркивает, что монголы более искусные лучники, чем венгры и половцы, и что «луки у них более мощные»7. Фома Сплитский, описывая осаду Пешта, свидетельствует, что «смертоносные татарские стрелы разили наверняка. И не было такого панциря, щита или шлема, который не был бы пробит…»8. «Говорят, что стреляют они дальше, чем другие народы, — писал венгерский монах Юлиан. — При первом столкновении на войне стрелы у них, как говорят, не летят, а ливнем льются.
    Мечами и копьями, они, по слухам, бьются менее искусно»9.
    Таким образом, свидетельства источников сходятся на том, что монголы уклонялись от ближнего боя, что они были сильны главным образом в стрелковом бою. Монголы были прекрасными лучниками, они выпускали тучи стрел, которые летели дальше, чем у дру-
    ----------------------------------------------
    5 Цит. по: Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 3. Л., 1971. С. 78.
    6 Поло Марко. Путешествие. Л., 1940. С. 65.
    7 Матфей Парижский. Великая Хроника Русский разлив. Арабески истории.
    Мир Льва Гумилева. М., 1997. С. 268, 270, 277, 283, 287.
    8 Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1997. С. 111.
    9 Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII—XIV веков о татарах в Восточной Европе Исторический архив. 1940. Т. III. С. 87.

    485

    гих народов, и ударяли с такой силой, что убивали лошадей и пробивали доспехи всадников. Монголы обладали необычно мощными луками, которые к тому же позволяли поддерживать высокий темп стрельбы, — такой вывод следует из свидетельств современников.
    Обратимся теперь к свидетельствам археологии. Вторая половина XX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий российских археологов; благодаря исследованиям А. П. Окладникова, Г. В. Киселева, В. Е. Медведева, Н. Я. Мерперта, Д. Г. Савинова, Л. Р. Кызласова, Е. М. Хамзиной, Ю. С. Худякова и ряда других специалистов была воссоздана картина развития средневековых культур кочевников Центральной Азии и Дальнего Востока. Одним из результатов этих исследований было получение данных о появлении в период, непосредственно предшествующий началу монгольских завоеваний, нового типа лука. В основе луков, распространенных в Великой степи ранее, в I тыс. до н. э., лежал лук, некогда созданный племенами хунну. Это был лук с боковыми костяными накладками, которые фиксировали жесткие зоны деревянной основы лука (кибити). Поскольку эти зоны не участвовали в создании рефлекторного усилия, то лук хуннского типа имел большие размеры — порядка 160 см. В I—V вв. однотипные гуннские луки господствовали на широких просторах степей от Амура до Дуная, но затем на основе этой конструкции появилось множество новых вариантов. В степи начался процесс поиска новых технических решений, и к началу II тысячелетия многие народы имели несколько разных типов лука, так что луки разных типов иногда можно было встретить в одном захоронении10. Среди этого многообразия встречались и отдельные прототипы позднейшего монгольского лука, однако, как доказывает Д. Г. Савинов, «лука универсального типа, обычно называемого монгольским, в то время еще не было»11. Отбор новых конструкций продолжался вплоть до XII в., когда вместе с монголами на арену истории вышел монгольский лук. Этот лук отличался от хуннского лука тем, что имел не боковые, а одну фронтальную костяную накладку, игравшую принципиально иную роль: она не лишала участок кибити упругости, а, наоборот, увеличивала упру-
    ------------------------------------------------------------
    10 Худяков Ю. С. Эволюция сложносоставного лука у кочевников Центральной Азии Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1993. С. 121, 140, 142.
    11 Савинов Д. Г. Новые материалы по истории сложного лука и некоторые вопросы его эволюции в Южной Сибири Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. 1981. С. 155, 161.

    486

    гость, добавляя к рефлекторному усилию деревянной основы усилие расположенной по центру лука костяной пластины. Костяная пластина имеет максимальный предел прочности примерно вдвое больше, чем древесина (около 13 кг/мм²), и, соответственно, распрямляясь, создает вдвое большее усилие. При небольших размерах (около 120 см) монгольский лук обладал большой мощью, и эту мощь можно было при желании увеличить, добавляя костяные накладки на плечи лука. Кроме того, по сравнению с другими луками монгольский лук был более гибким, и тетива оттягивалась на большее расстояние, поэтому она оказывала на стрелу более длительное
    воздействие и сообщала ей больший импульс12.
    По данным китайских источников, сила натяжения монгольского лука составляла не менее 10 доу (66 кг), что по крайней мере в полтора раза превышало мощность цзиньских луков (7 доу, или 46 кг) 13. Х. Мартин определяет силу монгольских луков в 166 фунтов (75 кг) и отмечает, что они не уступали знаменитым английским лукам, погубившим французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье14. Н. Н. Крадин также отмечает превосходство монгольских луков над европейскими15. Ю. Чамберс оценивает силу монгольских луков в 46–73 кг, а английских — в 34 кг16. После английских луков самыми мощными луками в Европе были венгерские, это были луки гуннского типа, и их натяжение оценивается специалистами в 32 кг, напомним, что эти луки противостояли монгольским в битве при Шайо, которая закончилась страшным разгромом венгров17. Луки
    -------------------------------------------------------
    12 Немеров В. Ф. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII— XIV вв. Советская археология. 1987. № 2. С. 214–215; Макьюэн Э., Миллер., Бергман А. Конструкция и изготовление древних луков В мире науки. Scientifi c American. 1991. № 8. С. 46; Chambers J. The Devil’s Horsemen: The Mongol Invasion of Europe. N. Y., 1974. Р. 55–57.
    13 Мэн-да бэй лу… C. 7; Кычанов Е. И. Чжурчжени в XI в. C. 277; Шавкунов В. Э. К вопросу о луке чжурчженей Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск. 1987. С. 200.
    14 Martin H. D. The Rise of Chigis Khan and His Conquest of North China. Baltimore. 1950. Р. 195.
    15 Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингисхана. М., 2006. С. 420.
    16 Chambers J. Op. cit. P. 57.
    17 Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук, стрелы и самострел) VIII—XIV вв. Археология СССР. Свод археологических источников. Е1–36. М., 1968. С. 34; Szabó C. A Brief Historical Overview of Hungarian Archery http: Magyar Archery (1).

    487

    среднеазиатских тюрок X в. также были гуннского типа с максимальным натяжением в 100 ратлей (32 кг) 18.
    Небольшие размеры монгольского лука делали его удобным для конного лучника; это позволяло точнее прицеливаться и вести стрельбу в высоком темпе — до 10–12 выстрелов в минуту. Ю. С. Худяков сравнивает военный эффект появления монгольского лука с эффектом другого фундаментального открытия — появления автоматического оружия в XX в. Скорострельность монгольского лука имела не меньшее значение, чем его мощность, она позволяла монгольским воинам сокращать дистанцию боя, давала им уверенность в том, что противник не устоит перед «ливнем стрел» 19.
    Новому луку соответствовал новый господствующий тип стрел. В монгольское время получили преобладание стрелы с плоскими наконечниками в форме лопатки или трилистника — так называемые срезни. Плоские наконечники летели с большей скоростью, чем трехлопастные, и в колчан входило большее количество плоских стрел, нежели трехлопастных. Большинство плоских стрел имело ширину пера до 25 мм и вес до 15 граммов, они не очень отличались по весу от наконечников, применявшихся прежде. Однако наряду с обычными срезнями довольно часто встречались огромные наконечники длиной до 15 см, шириной пера в 5 см и весом до 40 граммов. При обычном соотношении веса наконечника и стрелы (1 : 5, 1 : 7) стрела с таким наконечником должна была весить 200–280 граммов. Тяжелые стрелы были еще одним свидетельством мощи монгольского лука, они обладали огромной убойной силой и предназначались для поражения лошадей 20.
    Согласно Ю. Чамберсу, дальность стрельбы из монгольского лука достигала 320 м, а дальность английского лука — 230 м 21. В Эр-
    ------------------------------------------------------------
    18 Paterson W. F. The Archers of Islam Journal of the Economic and Social History of the Orient, 1966. Vol. 9. P. 83.
    19 Худяков Ю. С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. Новосибирск, 1997. С. 124; Chambers J. Op. cit. P. 57.
    20 Медведев А. Ф. Татаро-монгольские наконечники стрел в Восточной Европе Советская археология, 1966. № 2. С. 55; Киселев Г. В., Мерперт Н. Я. Железные и чугунные изделия из Кара-Корума Древнемонгольские города. М., 1965. С. 192–193; Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие… С. 52, 73, 75; Худяков Ю. С. Вооружение центрально-азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск, 1991. С. 122–123.
    21 Chambers J. Op. cit. Р. 55–57.

    488

    митаже хранится каменная стела, найденная в 1818 г. близ Нерчинска; надпись на этой стеле говорит о том, что когда в 1226 г. Чингис-хан устроил праздник по поводу одной из своих побед, победитель в соревновании стрелков Есугей Мерген пустил стрелу на 335 алда (538 м) 22. Однако на таком расстоянии было практически невозможно попасть в цель, и прицельная дальность стрельбы из лука монгольского типа была гораздо меньше, она составляла 160–190 м. Впрочем, В. Патерсон подчеркивал, что реальное преимущество более мощного лука состоит не в его дальнобойности, а в том, что он позволяет использовать более мощную стрелу, позволяющую пробивать доспехи23. Стрела татарского лука XVI в. на расстоянии 200 м убивала лошадь или пробивала кольчугу навылет24. По мощи лук не уступал аркебузам, а по скорострельности намного превосходил их, однако научиться стрелять из лука было намного сложнее, чем научиться стрелять из аркебузы. Современные спортивные луки имеют силу натяжения «всего лишь» 23 кг, но стрельба из них требует хорошей физической подготовки, и даже спортсмену непросто выпустить за день соревнований около сотни стрел25. Луки монгольского типа требовали необычайно сильных рук, император Фридрих II особо отмечал, что у монголов «руки сильнее, чем у других людей», потому что они постоянно пользуются луком26. Плано Карпини свидетельствует, что монголы с трехлетнего возраста учили своих детей стрелять из лука, постепенно увеличивая его размеры27. Таким образом они наращивали мускулатуру рук и отрабаты вали механизм стрельбы на уровне условных рефлексов. В принципе, обучение стрельбе из лука с раннего детства было характерно для кочевых народов со времен гуннов, но дело в том, что более мощный лук требовал от стрелка особых физических и психологических качеств и должно было пройти немало времени, прежде чем монголы освоили новое оружие. Воинам других народов было чрез-
    --------------------------------------------------------
    22 McLeod W. The Range of the Ancient Bow Phoenix. 1965. Vol. 19, №. 1. P. 9;
    Lhagvasuren G. The stele of Chinggis Khan http: WHAT IS THE SCRIPT ON THE CHINGGIS KHAN'
    23 Paterson W. F. Op. cit. P. 83.
    24 McLeod W. Op. cit. P. 13; Измайлов И. В блеске мисюрок и бехтерцов Родина, 1997. № 3–4. С. 106.
    25 Пастухов Н. П., Плотников С. Е. Рассказы о стрелковом оружии. М., 1983. С. 7–8.
    26 Матфей Парижский. Великая Хроника…
    27 Путешествие в восточные страны… С. 36.

    489

    вычайно трудно, а иногда и невозможно научиться хорошо стрелять из монгольского лука, даже если бы он достался им в качестве трофея. Писавший в XV в. арабский автор наставления по стрельбе из лука отмечал, что в его время (спустя столетие после падения монгольского владычества в Персии) многие секреты стрельбы были уже утеряны28.
    Еще сложнее было наладить производство луков монгольского типа. Изготовление сложносоставных луков требовало большого мастерства. Слои дерева, костяные накладки и сухожилия склеивали под сильным прессом, после чего лук подвергался длительной просушке, иногда в течение нескольких лет. Окончание изготовления лука сопровождалось специальными церемониями. Мастера по изготовлению луков пользовались большим уважением, и даже великий хан оказывал им почести. Высоко ценя (и даже почитая) свои луки, монголы, естественно, стремились уберечь их от непогоды; для этого использовалось налучье, которое вместе с колчаном называлось «сагайдак»29.
    Монгольский лук перенимался другими народами в составе комплекса культурных элементов, определявших культурный круг. Остановимся прежде всего на тех элементах, которые были связа ны с вооружением. Новое оружие требовало применения тактики, которая обеспечила бы использование всех его преимуществ. Как отмечалось выше, это была тактика уклонения от ближнего боя, обстрел противника из луков, который мог продолжаться несколько дней. Монгольская легкая кавалерия мчалась вдоль фронта противника, поливая его дождем стрел; если же противник переходил в атаку, то она обращалась в мнимое бегство, но во время этого «бегства» лучники, обернувшись назад, расстреливали своих преследователей и их лошадей. Мощный лук и массивные стрелы позволяли
    убивать лошадей, и, действительно, цитированные выше источники свидетельствуют, что поражение лошадей было едва ли не главным элементом этой тактики. Если же противник упорно держался на своей укрепленной позиции, то в атаку шел полк «мэнгэдэй» — это название означает «принадлежащие богу», т. е. «смертники». Задача «мэнгэдэй» состояла в том, чтобы (возможно, ценой больших потерь) завязать ближний бой, а затем симулировать бегство
    ----------------------------------------------------
    28 Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие… С. 14, 31, 32.
    29 Ермолов Л. Б. Сложносоставной монгольский лук Сборник музея антропологии и этнографии. 1987. Вып. XLI. С. 153, 154; Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. СПб., 1994. С. 22.

    490

    и все-таки вынудить противника преследовать лучников. Когда в ходе длительного преследования противник оказывался ослаблен потерями и расстраивал свои ряды, он подвергался внезапному фланговому удару «засадного полка»30. Как свидетельствует «Сокровенное сказание», именно таким образом была одержана решающая победа в битве при Хуйхэпху31. Нужно отметить, однако, что сама по себе тактика «мэнгэдэй» была не новой, ее использовали гунны, скифы и многие другие степные народы, классическим примером применения этой тактики является победа тюрок над византийцами при Манцикерте (1071 г.). Преимущество монголов заключалось лишь в том, что новые луки позволили им применять эту старую тактику с большим успехом32.
    Полное преобладание у монголов стрелковой тактики еще более оттеняется тем обстоятельством, что, по свидетельству Плано Карпини, лишь богатые воины имели мечи или сабли. Сабля была оружием противников монголов, тюрок, и со временем она распространилась среди монголов, но это распространение было довольно медленным. Археологи отмечают, что сабли были обнаружены лишь в двух (самых богатых) среднеазиатских захоронениях XIII—XIV вв., а на Саяно-Алтае их вовсе не найдено33. Монгольский лук в конечном счете оказался эффективнее тюркской сабли. Хотя сабельная тактика египетских мамлюков дала им победу в битве при Айн-Джалуте, в других сражениях мамлюки терпели поражения. Так, по свидетельству армянского историка Нерсеса Палиенца, в большой битве при Джебель-ас-Салихийе в Сирии сражалось 50-тысячное монгольское войско под предводительством самого владыки Ирана Газан-хана, и при этом у монголов «кроме стрел, не было ничего другого». Египетский султан Насер рассчитывал без труда одолеть монголов в ближнем бою, когда они израсходуют свои стрелы. Однако «затемнилось солнце от них, а люди остались в тени от густоты стрел. Этими стрелами войско султана было разбито и обращено в бегство»34. Отсутствие сабель и тяжелого вооружения тем более показательно, что битва происходила в 1300 г., в период, ког-
    ------------------------------------------------------
    30 Chambers J. Op. cit. Р. 64–66.
    31 Козин С. А. Сокровенное сказание... С. 179.
    32 Худяков Ю. С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1986. С. 225.
    33 Могильников В. А. Памятники кочевников Сибири и Средней Азии XIII—XIV вв. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 196.
    34 Армянские источники о монголах. М., 1962. С. 98–99.

    491

    да господствовавшие над Ираном монголы получали более чем достаточное количество оружия от иранских ремесленников.
    У подавляющего большинства монгольских воинов не было железных доспехов. Приводя ряд свидетельств такого рода, А. Н. Кирпичников отмечает, что монголы испытывали хронический недостаток защитных доспехов, которые обычно добывались в качестве трофеев или изготовлялись пленными мастерами35. Археологические данные подтверждают этот вывод: при раскопках в Монголии было обнаружено очень малое число бронебойных стрел; и это дает специалистам основание утверждать, что монгольское войско составляли в подавляющем большинстве легковооруженные лучники. Это особенно контрастирует с тяжелым вооружением главных противников монголов — воинов Цзинь (чжурчженей) и прежних, домонгольских, властителей степей киданей36. По-видимому, в данном случае имел место сознательный отказ части воинов от тяжелого вооружения, который объясняется тем, что тогдашние доспехи все равно не могли защитить от стрел, выпущенных из монгольского лука. Эффект появления нового лука был таким же, как эффект появления огнестрельного оружия: он заставил большинство воинов снять доспехи. Тяжелое вооружение стесняло движения лучников и уменьшало скорострельность стрельбы. Кроме того, для удобства стрельбы монгольские лучники использовали короткие стремена: привстав в стременах, лучник мог отчасти стабилизировать качку и точнее целиться. Однако короткие стремена делали всадника неустойчивым в седле и затрудняли ведение ближнего боя. Монголы вступали в ближний бой лишь тогда, когда противники были изранены стрелами и исход сражения был практически решен; эту последнюю атаку проводили сравнительно немногочисленные отряды тяжелой конницы37.
    Характерно так же и то, что действия монгольской тяжелой конницы не обратили на себя внимания современников, и источники не сохранили их описания. До сих пор отсутствуют находки монгольских ударных копий, шпор, специальных седел с упором и дру-
    -------------------------------------------------------
    35 Кирпичников А. Н. К оценке военного дела средневековой Руси Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989. С. 186; Киселев Г. В., Мерперт Н. Я. Указ. соч. С. 199.
    36 Худяков Ю. С. Вооружение центрально-азиатских кочевников… С. 147, 148; Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX — первая половина XIV в.) Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987. С. 169.
    37 Ostrowski D. Muskovy and the Mongols… P. 51.

    492

    гих специфических приспособлений для таранных ударов38. Защитное вооружение монгольских воинов было подробно изучено М. В. Гореликом39. Лучники носили легкий стеганый панцирь из кожи, войлока или толстой ткани, такой панцирь по-монгольски назывался «хатангу дегель» — «твердый халат». Тяжеловооруженные всадники были облачены в пластинчатые панцири; металлические пластины крепились на ремешках, поэтому панцири назывались «худесуту хуяг» — «пронизанный, прошитый (ремнями) панцирь». Другой вид панцирей («бехтер») представлял из себя кольчугу, усиленную на груди и на спине металлическими пластинами, иногда вместо нескольких пластин для усиления кольчуги использовалось круглое железное «зеркало» (такой доспех на Руси называли
    «зерцалом»)40. А. Бобров доказывает, что защитное вооружение было большей частью заимствовано монголами у их главных противников чжурчженей в ходе ожесточенных войн начала XIII в.; что же касается собственно чжурчженьских доспехов, то они лишь незначительно отличались от доспехов киданей и китайцев41. Таким образом, в области тяжелого вооружения монголы не создали ничего принципиально нового. Победы монголов приписывались мастерству конных лучников, а в ближнем бою, как свидетельствует Юлиан, монголы были «менее искусны»42.
    «Монгольские полководцы стремились к решительному столкновению с противником, — пишет Ю. С. Худяков. — Вера в свою непобедимость была столь велика, что они вступали в бой с превосходящими силами противника, стараясь подавить его сопротивление массированной стрельбой. Однако в ближнем бою, если противник проявлял стойкость, их возможности были ограничены. Поэтому монголы старались разъединить силы врага, применяя раз-
    ----------------------------------------------------------
    38 Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. М., 2004. С. 202.
    39 Горелик М. В. Ранний монгольский доспех…; Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV — начала XV в. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.
    40 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение… С. 248; Худяков Ю. С. Вооружение центрально-азиатских кочевников… С. 148.
    41 Бобров А. Латники Золотой империи… С. 52, 54.
    42 Горелик М. В. Ранний монгольский доспех… С. 200; Худяков Ю. С., Соловьев А. И. Из истории защитного доспеха в Северной и Центральной Азии Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987. С. 158–159; Бранденбург Н. О влиянии монгольского владычества на древнее русское вооружение Оружейный сборник, 1871. № 3. Отд. 2. С. 53.

    493

    личные уловки»43. Таким образом, тактика монголов была в основном стрелковой, но эффективность стрельбы была столь велика, что Р. П. Храпачевский сравнивает ее с огневой мощью регулярных армий нового времени. Р. П. Храпачевский и Ю.С. Худяков полагают, что лишь развитие огнестрельного оружия положило предел господству конных лучников44.
    Как отмечалось выше, главным доказательством фундаментального характера военной инновации является ее перенимание другими народами. «Повсеместное распространение и заимствование монгольского оружия в кочевом мире в XIII—XIV вв. наглядно свидетельствует о его большой эффективности», — отмечает Ю. С. Худяков45. Процесс перенимания монгольского оружия на Ближнем Востоке достаточно подробно освещен источниками. Рашид-ад-дин свидетельствует, что в Персии оружие для армии ильханов изготовлялось в организованных монголами больших государственных мастерских «кархана». В этих мастерских работали преимущественно местные ремесленники, обращенные во время завоевания в рабов; оружие делалось «по монгольскому обычаю» и при участии монгольских мастеров, причем, перечисляя специальности ремесленников,
    персидский историк упоминает в порядке очередности лучников, изготовителей стрел, колчанов, сабель, а остальных зачисляет в разряд «прочих». К началу XIV в. производство монгольского оружия было освоено свободными ремесленниками, работавшими вне кархана. «Прежде не было ремесленников, которые умели бы изготовлять оружие по монгольскому обычаю, а теперь большинство ремесленников на базарах научилось», — писал Рашид-ад-дин46. Таким образом, в Персии образовался центр производства монгольского оружия, которое стало достоянием всего Ближнего Востока. Распространение монгольского оружия облегчалось тем, что большинство воинов армии ильханов составляли тюрки, и, вооружив эту армию, монголы сами снабдили тюрок (и арабов) новым оружием и научили обращению с ним. Тюрки были военным сословием во всех государствах Ближнего Востока, а также в Египте, в Средней Азии и в Индии; таким образом, принесенные монголами образцы оружия могли свободно распространяться в тюркской военной среде по все-
    ---------------------------------------------------------
    43 Худяков Ю. С. Вооружение кочевников Южной Сибири… С. 136.
    44 Храпачевский Р. П. Военная держава… С. 198; Худяков Ю. С. Вооружение кочевников Южной Сибири… С. 137.
    45 Худяков Ю. С. Вооружение центрально-азиатских кочевников… С. 154.
    46 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. III. М. — Л., 1946. С. 301–302.

    494

    му обширному региону. Естественно, что, попав к тюркам и арабам, монгольский лук описывался исследователями как «турецкий» или «арабский», но все это был один и тот же рефлексирующий лук, господствовавший как на Ближнем Востоке, так и на Руси. «Сравнение составных частей сложных русских луков с составными частями, подробно перечисленными в арабском трактате XV в., — отмечал А. Ф. Медведев, — как и памятники изобразительного искусства, свидетельствует, что и арабские, и русские, и турецкие луки Средневековья изготовлялись по совершенно аналогичному принципу, имели в своем составе сходные детали из сходных материалов и даже по внешнему виду и размерам были похожи друг на друга»47.
    О заимствовании монгольского оружия говорит и перенимание
    соответствующей терминологии. В этом смысле весьма характерно наличие монгольских слов в русском языке: монгольские термины приходили в русский язык из тюркских языков, поэтому принятие русскими того или иного монгольского термина означало, что он принят на всем пространстве от Монголии до Руси, а также и там, где обитали тюрки, т. е. на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Прежде всего перенималась терминология, связанная с луком. Славянское слово «тул» было вытеснено монгольским словом «колчан». Лук в комплекте с колчаном и налучьем стал называться «сагайдаком» или «саадаком», чехол для колчана — «тохтуем». Большие стрелы (характерные для монголов) назывались на Руси «джид», другая разновидность стрел — «томары». Перенималось и оборонительное
    оружие. Легкий стеганый доспех лучников на Руси назывался «тигиляй» (от монгольского «дегель»), тяжелый пластинчатый доспех — «куяк» («хуяг»), усиленная кольчуга — «бехтерец» («бехтер»)48.
    Монгольские доспехи перенимались народами, как оружие победителей, но в то же время необходимо отметить, что оборонительное оружие перенималось медленнее, чем лук и стрелы. Основная масса кочевников Восточной Европы осталась верна своему старому доспеху, кольчуге; в погребениях кипчаков кольчуга встречается в десять раз чаще, чем пластинчатые доспехи монгольского типа49.
    Говоря о распространении монгольского оружия, необходимо упомянуть также и о порохе. Порох был китайским изобретением
    ------------------------------------------------------
    47 Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие… С. 13.
    48 Бранденбург Н. О влиянии монгольского владычества на древнее русское вооружение Оружейный сборник, 1871. № 3. Отд. 2. С. 50, 53, 55; № 4. Отд. 2. С 76–78.
    49 Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966. С. 35.

    495

    («хо яо»), и ко времени монгольского завоевания метаемые баллистами пороховые гранаты «хо пао» широко использовались в армии Цзинь. Но баллисты были слишком тяжелы для применения в полевых сражениях, и «хо пао» применялись почти исключительно при осаде городов — на этой стадии своего развития пороховое оружие еще не обеспечивало победу в войнах. Тем не менее монголы быстро заимствовали эти гранаты и применяли их при осаде городов в Китае и на Ближнем Востоке. С этого времени порох
    становится широко известен, рецепт его изготовления приводится в книгах арабского писателя XIII в. Гассана Аль-фамаха и византийца Максима Грека. Пороховые гранаты использовались воинами Золотой Орды: их находки известны во многих городах Поволжья. Порох был известен и на Руси, где его называли «огненным зельем» — это название представляет собой буквальный перевод китайских иероглифов «хо яо»50.
    Вслед за вооружением заимствовалась военная организация
    и тактика. Десятичная организация, жесткая военная иерархия и суровая дисциплина не были изобретением монголов. «Многое из того, что нередко приписывается исключительно гениальности Чингисхана, — отмечает Н. Н. Крадин, — на самом деле было лишь повторением… того, что уже случалось в истории Халха-Монголии на 1400 лет раньше»51. Деление войска на десятки, сотни, тысячи было заимствовано монголами у киданей и Цзинь, а затем было введено ими во всех завоеванных странах. В. В. Бартольд писал, что военное устройство тюрок XV в. было «наследием империи Чинхисхана»52.
    --------------------------------------------------------
    50 Арендт В. Где и когда был изобретен порох? Искры науки, 1928. № 12. С. 453; Школяр С. А. Китайская доогнестрельная артиллерия (материалы и исследования). М., 1980. С. 161, 162, 178; Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Увек и его округа. М., 2000. С. 76.
    51 Крадин Н. Н. Империя хунну. М., 2001. С. 60.
    52 Бартольд В. В. Сочинения. Т. V. М., 1968. С. 179; Мэн-да бэй лу… С. 77; Кычанов Е. И. Чжурчжени в XI в. С. 278.

    ...

    ишо чуть чуть
    Лук — главное оружие монголов - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

    Особенности монгольского стрелкового оружия.

    Реклама
    Монгольский лук имеет обратный изгиб кибити. Это значит, что и сама кибить и концы лука особым образом изогнуты наружу. Традиционные технологии изготовления этого оружия предусматривали применение древесины, бересты, укрепление роговыми накладками.



    В отличие от других луков они имели дополнительный боковой изгиб в виде накладки из кожи, дерева и рогов. Его устраивали, чтобы защитить кочевника от возвратного удара тетивы по запястью левой руки, что во многом определяло способы произведения выстрелов. В том числе, поражавшую современников, традиционную стрельбу кочевников из-за спины. Именно поэтому монголам не нужны были традиционные наручи применяемые другими народами.

    Изготовление этого лука, долгий, требующий терпения процесс. Создавался он из нескольких слоев древесины, с наружной стороны оклеенных берестой. Достаточно небольшой (длиной до 170 см) лук монголов обладал невероятной убойной силой, пробивая не только латы европейских рыцарей, но и самого воина насквозь.



    Монгольский лук состоял из трех основных элементов: дерева, кости, рога и клея. Изготовлялся лук специальным ремесленником. Все остальные части снаряжения монгольского лучника, такие как колчан, налучье или чехол для лука, стрелы, тоже изготовлялись ремесленниками-специалистами. Колчан и налучье делались из особо выделанной кожи. Кожу замачивали на семь-десять дней в деревянной бочке с соленой водой, потом чистили щеткой, растягивали и разминали до нужного состояния. Колчан представлял собой две деревянные дощечки, соединенные деревянной рамой и обтянутые кожей. Ремень для ношения колчана перекидывался через правое плечо и колчан висел у правого бедра. Число стрел в колчане могло быть различным — от четырех до пятнадцати в зависимости от вида охоты и типа стрел. Налучье кроилось из одного большого куска кожи подтреугольной формы, причем шов располагался с одной стороны и только до середины чехла. В верхней, узкой части налучья находилась петля, через которую продевался пояс стрелка. Чехол носился с левой стороны в наклонном положении, как наиболее удобном для езды на лошади. Лук в чехле был в натянутом состоянии, тетивой вниз, деревом наверх и покрывался чехлом только наполовину.

    Вопреки расхожему мнению, монголы почти не использовали ядовитых стрел. Их оружие было и так достаточно смертоносным. Наконечники стрел имели самый разный вес, размер и конфигурацию. Многие из них были не просто частью оружия, но и своеобразными традиционными талисманами кочевников.

    Тетива изготавливалась из позвоночных сухожилий животных. Их разделяли на нити, скручивали между собой, получая тугую и эластичную тетиву. Для избегания травм во время стрельбы, кочевники использовали специальное кольцо, защищающее пальцы правой руки.

    Технология изготовления луков монгольского типа была чрезвычайно сложной и требовала высокого технического развития. Мастера-лучники обладали превосходными знаниями свойств всех составных материалов из которых изготавливался лук: различных пород дерева, рога, кости, сухожилий бересты, клея, лаков и т. д. Для изготовления деревянной основы луков отбирались лучшие породы дерева самого высокого качества, для накладок — роговые и костяные пластины без малейшего изъяна. Самым тщательным образом отбирались сухожилия и береста, лаки и сырье для приготовления клея.



    В Передней и Центральной Азии техника производства сложносоставных луков достигла такого совершенства, что при выделке лука учитывались климатические особенности районов, где он будет применяться, предназначение лука для определенных целей и индивидуальное сложение лучника. В зависимости от этих факторов определялось соотношение и качество составных его частей, длина, ширина, величина изгиба и форма лука. От конструктивных особенностей и формы лука очень сильно зависела его мощность, величина усилия, прилагаемого для его натяжения и сохранения в натянутом виде.31 Экспериментально доказано, что при оптимальном соотношении лука и стрелы от правильного распределения и сочетания составных материалов, размеров и формы лука зависела его дальнобойность, скорость полета стрелы, ее проникающая способность и останавливающее действие.

    Стрелы

    Изготовление стрел, полых внутри, обеспечивало свист во время полета. Это наводило смертельный ужас на врагов кочевников. В этом, несомненно, заключается сходство со свистом определенного вида монгольских стрел, называемых “поющая смерть”. И те и другие считали, что свистящие стрелы отпугивают злых духов. Монгольские стрелы издавали звук своеобразным свистком расположенным у наконечника. Самый мощный монгольский лук, как полагают многие ученые историки, имел дальность полета стрелы свыше 300 метров.



    Окончание изготовления лука сопровождалось специальной церемонией открытия лука, которая состояла из произнесения пожелания-благословения ероол, где похвалы достоинствам лука сочетались с пожеланиями удачи его обладателю. Вслед за произнесением пожелания- благословения происходило возлияние на “голову” лукаайраг, для чего стрелок выбирал один из концов лука, к которому привязывалсяхадак, сопровождающая пожелания. Возлияние осуществлялось с помощью ритуальной деревянной ложки, на глубокой части которой находилось девять или двенадцать маленьких ямок. Церемония заканчивалась угощением присутствующих. Первое употребление стрелы также сопровождалось пожеланиями и искупительным помазаньем.

    По отношению к луку у монголов существовал целый ряд предписаний и запретов, перешедших впоследствии и на ружье. К ним относится в первую очередь запрет перешагивать через лук (ружье), а также натирание лука (или ружья) в случае промахов кровью хищных животных, чтобы оружие стало более смертоносным.
    Стрельба из лука до настоящего времени остается одним из любимых традиционных развлечений монголов и наряду с национальной борьбой и скачками играет существенную роль в ежегодном народном празднике надаме, корни которого связаны с военно-спортивными состязаниями и уходят в далекое прошлое монгольского народа.

  4. 1 пользователь сказал cпасибо Раздолбай за это полезное сообщение::

    s3648 (19.04.2017)

  5. #873
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    «На дворе стоял тридцать второй год. Шестнадцатилетний Зяма пришёл в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко (денег не было совсем). И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила («простынете, молодой человек, только начало марта»). Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла.Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма? Он сказал: «Я вас приглашаю».
    – Это невозможно, – улыбнулась милая женщина. – Билетов давно нет…
    – Я вас приглашаю! – настаивал Зяма.
    – Хорошо, – ответила женщина. – Я приду. Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела – он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нём волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше.И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто–нибудь не придёт…Ожидался съезд важных гостей. Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришёл поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле.И тут же проклял всё на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На неё засматривались все гости – и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале…
    Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией.
    Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым. Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд.
    Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену – и вошел в неё с безошибочностью гения.
    – Зиновий! – вдруг громко воскликнул он. – Зиновий, вы?
    Все обернулись.
    Мейерхольд с простёртыми руками шёл через фойе к шестнадцатилетнему подростку.
    – Зиновий, куда вы пропали? Я вам звонил, но вы не берете трубку…
    («Затруднительно мне было брать трубку, – комментировал это Гердт полвека спустя, – у меня не было телефона». Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика.)
    – Совсем забыли старика, – сетовал Мейерхольд. – Не звоните, не заходите… А мне о стольком надо с вами поговорить!
    И ещё долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить!
    «После антракта, – выждав паузу, продолжал эту историю Зиновий Ефимович, – я позволял себе смеяться невпопад…» О да! если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю. Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось. Размеры вчерашнего благодеяния были известны корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он – во всех смыслах свысока – сказал только одно слово:
    – Ну?
    Воспроизводя полвека спустя это царственное «ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда...(c)
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  6. 3 пользователей сказали cпасибо ilho за это полезное сообщение:

    Lenin-128 (20.04.2017), s3648 (19.04.2017), Д.С. (23.04.2017)

  7. #874
    Аватар для Раздолбай
    Регистрация
    02.10.2014
    Сообщений
    2,734
    Поблагодарил(а)
    1,866
    Поблагодарили 3,673 раз(а)
    Вес репутации
    48
    Увлекательно о монголоскотинках
    https://cont.ws/@kasket/263163
    Наблюдая за эпическим монголосрачем, бушующим на цифровых просторах КОНТа с подачи уважаемого KAMASа, взявшего на себя труд дать ответы на глупые вопросы альтернативщиков, решил внести свои пять копеек в обсуждение.

    Скрытый текст:
    Ну а поскольку задать глупый вопрос неизмеримо легче, чем дать на такой вопрос неглупый ответ, а глупых вопросов у альтернативщиков много, то я тут остановлюсь только на одной узкой теме – а именно, на ТТХ основного транспортного средства монголов – монгольской лошадки.

    Хотя во второй части своих ответов на глупые вопросы KAMAS отдельно остановился на "лошадиной" теме, всё-таки считаю нужным сделать текущее дополнение к дискуссии и обратить внимание аудитории на некоторые моменты.



    Лучшего начала, чем предоставить слово Прометеям альтернативщины, которые несут свет ВЕДения охмурённому коварными "офицЫальными исТОРиками" народу не найти, потому и искать не будем, а прочитаем ещё раз прекрасное о монгольских лошадях у некоего Jktu, который решил озвучить доводы альтернативщиков по теме монгольского нашествия в отдельной статье.



    Конница! Монгольская конница! Проходила в сутки по 80 км, питалась на ходу, добывая корм из под снега!

    Теперь реалии. « Сверхъестественная выносливость монгольской лошадки определяется её медлительностью: «у монгольской лошади быстрый шаг, свободный галоп, рысь не развита» (БСЭ). То есть бедное животное просто не способно быстро бегать на своих коротких ногах.

    Монгольская лошадка не умеет бегать рысью, в крайнем случае, пускается в «свободный галоп», то есть убегает прыжками как попало. Но галоп, тем более «свободный», крайне неэкономичный способ бега. В галоп европейские кавалеристы пускали лошадей при завершении атаки в заключительном броске на противника. А обычное быстрое передвижение конницы происходило на рысях. И как раз к рыси монгольская лошадка и не способна. То есть монгольские всадники на монгольских лошадях не в состоянии ни догнать кавалеристов иных народов, ни убежать от них.

    Таким образом, монгольская конница не только не могла сражаться с персидской, арабской и европейской кавалерией, для монгольского всадника убежать от пехоты реальная проблема. Нормальная скорость движения монгольской лошадки 4-5 км/час. Резво бегающий человек вполне способен догнать всадника на монгольской лошади.



    Я на этом месте замер в немом восхищении – аффтор просто "срезал" "офицЫальщиков" прямо по Шукшину.

    Берется только ОДНА (!) строчка в ОДНОМ (!) источнике, на основании чего аффтор ничтоже сумняшеся делает далекоидущие выводы, которые типа напрочь ломают "мифы" "офицЫальной исТОРии", ехидно при этом глумясь над убогими попытками "офицЫальных исТОРиков" навешать лапшу на уши ВЕДающим пРАвду потомкам славяно-ариев, ну или просто не-быдлу.

    Это ж просто пестня! – " Эскадрон моих мыслей шальных не решеток ему, не преград. Удержать не могу я лихих скакунов пусть летят, пусть летят." (с).

    Вообще-то у взрослого человека, заинтересованного темой, должен возникнуть вполне резонный вопрос: "А что такое "развитая рысь?" "Неразвитая рысь" – это по сравнению с чем?"

    И тут не надо быть коневодом в пятом поколении. Вот я, допустим ничего не понимаю в лошадеведении, но ничто не мешает мне взять и посмотреть в той же БСЭ статью "аллюры". Вот что там пишется про рысь:

    "Нормальная (полевая) рысь имеет фазу безопорного движения. Длина шага 2,2 м, скорость до 20 км/ч. Размашистая рысь: лошадь ставит задние ноги впереди следов соответствующих передних. Длина шага до 6 м. Наибольшая скорость рысаков на коротких дистанциях (1,6—3,2 км) до 50 км/ч."

    А вот что про галоп:

    "Скорость при обыкновенном галопе около 20 км/ч, при быстром до 60 км/ч."

    То есть получается, что породы лошадей, у которых рысь "развита", могут двигаться рысью почти с такой же скоростью, как другие породы двигаются галопом.

    И поэтому никак из текста БСЭ не следуют выводы, что если монгольская лошадь не могла делать на рыси 50 км/ч, то " как раз к рыси монгольская лошадка и не способна." Или: " То есть бедное животное просто не способно быстро бегать на своих коротких ногах." – это манипуляция аффтора в чистом виде или клиническое неумение делать выводы из прочитанного.

    Налицо типичная методика альтернативщиков - от "мэтров" типа чудинова и фоменки до самостийных блохеров типа кадыкчанского и кунгурова. Из серьёзного источника берётся отдельная фраза / мысль. Выдёргивается из контекста и, далее в зависимости от тяжести употребляемой дури или от размера гранта лепятся эпические, хотя скорее долбоэпические, выводы разной степени гобальности. Чем глобальнее, тем лучше. Главное, не забыть, какой глобальный вывод был десятью страницами ранее.





    Ну а теперь, реальные реалии, а не измышлизмы диванного иксперда - давайте просто сравним массив данных исторических источников и натужный пук альтернативно одарённого гиганта мысли.

    Записки современной путешественницы по Монголии:

    " Мы с Иркой прикинули: вьючная лошадь, на которую сгрузили рюкзаки, рысью идти не может – собьет спину, то есть ехать будем шагом, значит – максимум 30 км в день, в Хатгале будем через 6–7 суток.

    Наивные. Как выяснилось, монголы шагом не ездят и знать не знают про русские предрассудки насчет вьючных лошадей. Они передвигаются убийственно мелкой рысью, на первый взгляд неторопливой, но пожирающей пространство не хуже стинговских лангольеров. К восьми вечера мы отмахали 45 километров. …

    Мы же с подругой к тому времени уже слегка вошли в форму, и наши монголы, собаки лесные, это просекли: как только машина с Егором скрылась за поворотом, они рванули вперед крупной рысью, наверстывая свой график.

    Мы неслись под ливнем по начинающей зеленеть равнине; не сбавляя хода, взлетали на крутые холмы. Неутомимые монгольские лошади, разгорячившись, пытались сорваться в галоп. Потоки воды били в лицо; потом тучи отставали, и перед нами снова открывалась залитая солнцем степь. В этот день мы сделали 60 километров – и, Боже мой, это был самый прекрасный день в моей жизни…"



    Примерно то же пишут путешественники по Монголии XIX века:

    «Я поехал верхом. Лошадка моя была небольшого роста, как вообще монгольские лошади, которых англичане называют не иначе как пони, но быстрая и неудержимо рвавшаяся вперед. Я сначала сдерживал ее пыл, заставляя идти рысью, но потом мои руки устали тянуть поводья, и я дал ей волю. В ту же минуту, буквально как пущенная с тетивы стрела, вылетела она вперед и понеслась по равнине. С легкостью птицы взлетала она по гигантским склонам на вершины холмов и с тою же быстротою неслась потом в долину и все так легко, как будто я не сидел на лошади, а сам имел крылья и переносился на них с холма на холм.» Пясецкий П.Я. Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. (Через Сибирь, Монголию, Восточный, Средний и Северо-Западный Китай). Том 1. СПб, 1880. Стр.37-38

    «Изредка среди полной тишины вдруг как из под земли покажется лихой всадник, а там, с другой стороны, — еще и еще. Несутся карьером по степи на своих маленьких лошадках «напрямки» без всяких дорог и троп.» [МТЭМ. В.Л.Попов. Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию. Стр.29]



    Это – личные впечатления людей, реально ездивших на монгольских лошадях, которые "просто не способны быстро бегать на своих коротких ногах".



    А дальше – свидетельства исторических источников по поводу того, что вообще из себя представляла лошадь монголов и других кочевников Центральной Азии.

    «... мы прибыли в Киев, который служит столицею Руссии; прибыв туда, мы имели совещание о нашем путешествии с тысячником и другими знатными лицами, бывшими там же. Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму.» [Карпини. Стр.68]

    «Странствуют более других, и вот почему: коль случится надобность, татарин зачастую уйдет на целый месяц без всякой еды; питается кобыльим молоком да тою дичью, что сам наловит, а конь пасется на траве, какая найдется, и не нужно ему брать с собою ни ячменя, ни соломы.» [Марко Поло. Стр.237-238]

    «Животные же их [татар], на которых они ездят, (сами) разгребают землю своими копытами и едят корни растений, не зная ячменя.» [СМИЗО 1. Стр.3-4. Из летописи Ибн ал-Асира]

    «Сделав привал, они [тюрки] выпрягают лошадей, верблюдов и волов из арб и пускают их на волю пастись ночью и днем. Никто не отпускает (особого) корма скотине, ни султан, ни другие.» [СМИЗО 1. Стр.282. Из описания путешествий Ибн Баттуты]



    Это – Средневековье. А вот – свидетельства прошлого и позапрошлого века.



    «Под седлом и вьюком казахская лошадь чрезвычайно вынослива и неутомима, способна проходить в день, питаясь только пастбищным кормом, 80-90 км. Не обладая большой резвостью на коротких дистанциях, она показывает выдающиеся результаты в пробегах на большие расстояния. Так, в 1948 году несколько адаевских лошадей под всадниками за сутки прошли 298 км. Казахские лошади в парной и троечной запряжке могут за 4,5-5 час. пробежать 60-70 км. В 1948 г. пара казахских меринов в упряжи прошла за сутки 292 км, причем они не были подкованы, что свидетельствует о прочности копыт у степных лошадей. » [Коневодство. Стр.151-153]



    «Лошади тибетские небольшого роста, с грубыми статями и длинною шерстью, но весьма сильные и выносливые; нрава смирного. Они довольствуются самым скудным кормом; кроме того, взамен зернового хлеба едят сушеный творог (чуру), а иногда даже сырое мясо. Тем и другим туземцы кормят своих коней, когда пастбища станут уже чересчур плохи, а также во время сильных зимних морозов. … Родившись и выросши на громадной абсолютной высоте, тибетские лошади не чувствуют усталости в здешнем разреженном воздухе и с седоком на спине быстро взбираются даже по крутым горам. К такому лазанью применены и вполне ступковидные, не знающие подков копыта описываемых лошадей.» [Пржевальский. Из Зайсана. Часть 1]



    «Они [Башкиры] не взирая на жестокую и продолжительную зиму не дают скотине никакого корму, и по тому она сама достает себе из под снегу увядшую и вымерзшую траву и мох. Одним только чрезвычайно слабым или очень тяжелым скотинам дают они для подкрепления их сил несколько сена.» [Миллер К.В. "Описание всех в Российском государстве обитающих народов ... " Часть 2. О народах татарского племени. 1776. СПб. Стр.92]



    «Но весьма понятно, что нет никакой возможности заготовить на зиму сено для всего скота, потому что он считается часто у одного владетеля тысячами голов, поэтому и еще потому, что в большой части степи трава растет так редко и скудно, что решительно косить нечего, остается одно средство — это тебеневка. Этим словом обозначается у киргизов обычай пускать скот зимою на пастбища. На тебеневке соблюдается такая очередь, что вперед идут лошади, как самые старательные разгребатели снега, за ними рогатый скот и, наконец, на разрытом уже месте, почти корешки травы собирают овцы.» [МГС Киргизская. Стр.140-141]



    «По трем главным племенам народов, издавна обитающих в разных частях Оренбургской губернии, можно принять и три разные племени лошадей, свойственных тамошнему краю, именно: башкирское, киргизское и калмыцкое. Все они небольшого роста и довольно некрасивы, с толстою головою и прямой шеей, но зато крепки, [217] неутомимы и легко переносят большие труды. Лошади эти не требуют внимательного ухода, довольствуются небольшим количеством дурного корма; выросшие в степи в первобытном своем состоянии даже совсем не едят овса и безвредно проводят без него всю жизнь. Большая часть степных лошадей не едят овса и даже тогда, когда им его дают, …

    Зимою и летом лошади их всегда пасутся на свободе под открытым небом; привычные к суровой погоде, … Кочующие народы не запасают на зиму сена для своих стад, которые, в продолжение семи зимних месяцев, должны бывают сами отыскивать себе корм; впрочем в безводных, голых степях и нельзя бы было это сделать; там вовсе нет травы, годной для сена, кроме молодого камыша, растущего по болотистым берегам вод. …Все степные лошади привыкли зимою отыскивать корм свой под снегом; для этого они разгребыют его на обе стороны передними ногами и таким образом с большею ловкостию очищают степь по мере того, как продвигаются вперед. » [220] [Эверсман. Стр.216-220]



    «Киргизские лошади невелики, около двух аршин и редко бывают два аршина два вершка <...>. Эта порода редко бывает красивых статей, но переносит голод и труды с особенною легкостью, не отличается вообще быстротою скачки, но бывают замечательные скакуны, зато это животное в состоянии пробежать огромное пространство без корма, воды и отдыха; бывали примеры таких поездок более чем за 100 верст, и лошади не погибали.» [МГС Киргизская. Стр.134]



    «Малой рысцой проехав 100 верст в день, киргиз дает коню часов 5 выстояться на привязи, ночью спустит часа на 3 на траву, а на другой день сделает снова верст 70, если не более, и, повторив вечером то же самое, т.е. 5-часовую выстойку и трехчасовой корм ночью, не задумается вернуться к месту, откуда выехал, в те же два дня, и лошадь от такой езды не может испортиться или пропасть. Нужно еще сказать, что подобного рода езду выносят все без исключения лошади, а на лучших из них можно делать каждый день от 70 до 80 верст в течении целой недели, по прошествии которой, продержав бывшую в ходу лошадь два дня на хорошей свежей траве, вы опять целую неделю можете повторять с нею те же расстояния» [МГС Область Сибирских киргизов. Стр.21-22]



    «Бухарские купцы нередко посылают нарочных гонцов из Троицка или Оренбурга в Бухарию, на расстояние около 1500 верст. В таких случаях посланный киргизец едет весь день до позднего вечера мелкой рысью, пока наконец встретит какой-нибудь аул. Тут он слезает с седла и поднимает лошади голову к верху, притягивая ее уздечкою к луке. Целую ночь лошадь стоит таким образом близ кибитки и не может есть. Рано утром перед зарею снимают с нее седло и узду, пускают пастись по степи 1&#189; или 2 часа, и потом опять продолжают путь маленькой рысью весь день до вечера. Таким образом киргизец едет нередко дней десять на одной лошади. Если лошадь устанет так, что не может идти далее, то он оставляет ее в знакомом ауле, а на взятой оттуда лошади продолжает путь; на возвратном пути лошадей опять разменивают. Разумеется, что выдержать подобное путешествие может только киргизец, который, так сказать, родился и вырос на лошади, и сидя на ней спит так же покойно, как в своей кибитке.» [Эверсман. Стр.220-221]



    «В общем эти лошади представляются хорошо собранными, плотными, как часто говорится, коренастыми, и весьма подвижными. Об их выносливости рассказываются легенды, но можно думать, что средней из них по силе пробежка в сто верст без роздыха, в чем я имел случай убедиться в 1914 году, хотя у меня под верхом была минусинская лошадь, уступающая в силе и выносливости, по общему отзыву, урянхайской.» [Грумм-Гржимайло Т.3. Стр.72-77]



    «На самых сильных холодах монгольские лошади остаются на подножном корму и довольствуются скудной травой; за неимением же ее едят, подобно верблюдам, бударгану и кустарники; снег зимой обыкновенно заменяет им воду. Словом, наша лошадь не прожила бы и месяца при тех условиях, при которых монгольская может существовать без горя.» [Пржевальский. Монголия. Часть 2]



    «Закупка лошадей монгольской породы давала экспедиции огромное преимущество в стоимости лошадей и привычности их к климату и условиям похода через Монголию; не требовалось везти или запасаться в пути фуражем. … при усиленных переходах, 50-60 верст в сутки, по Гоби или бесплодным степям Хан-Хухея, без корма, эти маленькие лошадки отлично служили свою службу, некоторые даже были приспособлены к запряжке в экипажи.

    Было несколько лошадей сибирской породы (крестьянских); несмотря на высокую цену и отличные качества здоровых и сильных лошадей, они на коротких кормах, при больших переходах, отказывались служить: приходилось их или обменивать, или продавать за бесценок.» [МТЭМ. Попов В.Л. Очерк Московской торговой экспедиции в Монголию. Стр.27]

    Выделение везде моё.



    Ну и обощения, взятые мною, как и все вышеприведённые цитаты, отсюда, (там же – список источников, на которые даны ссылки) - рекомендую, кстати почитать внимательно всем, интересующимся темой – там автор приводит массу фактического материала, из которого я отобрал только малую часть.

    (Вот ещё по путешествиям Рубрука и Карпини того же автора.)



    Тебеневка

    Максимальная глубина снежного покрова, при которой возможна тебеневка — порядка 70 сантиметров. Условия: снег должен быть рыхлым, или даже плотным, но без толстого наста. Тонкий наст не является помехой для лошадей (в отличие от овец). Толстый наст, ледовая корка на почве, обледенелая трава являются сильной помехой к тебеневке, вплоть до невозможности тебеневать на таком участке.

    Лошадь

    Средний вес 300-350 кг, иногда до 400-450 кг, кобылы немного легче жеребцов. Рост в холке 126-143 см, но в среднем 130-135 см. Потрясающе вынослива и неприхотлива, очень крепкое здоровье. В течение 4-7 дней способна проходить по пересеченнному рельефу 70-100 километров в сутки, довольствуясь 5-часовым отдыхом и 3-х часовой тебеневкой. Достаточно быстра, преимущества в скорости в сравнении со скаковыми породами особенно проявляются на длинных дистанциях. Некритична к качеству поверхности земли, за исключением сильно каменистых и обледеневших поверностей. Подковки не требует. В течение часа способна пробегать до 25 км, отдельные скакуны — и более, до 50 км. Может ходить в запряжке, но только будучи под седлом. … Прекрасно идет под вьюком.

    Практически любая из тех лошадей, что могли оказаться в войске татаро-монголов, за исключением лошадей из бесснежных регионов, была способна к круглогодичной тебеневке в условиях глубокоснежной зимы. Вместо воды может успешно довольствоваться снегом. Способна к нажировке; накопленные запасы жира могут расходоваться в случае полного отсутствия или недостаточного корма. В течение нескольких дней может обходиться и без корма. Способна поедать и усваивать самый плохой и жесткий корм, поедаемые растения могут быть очень небольшой высоты. Овса и других зерновых кормов в своей природной среде лошади не получают и не едят, либо требуется какое-то время на приучение к подобным кормам.



    Как справедливо заметил KAMAS: " Если какая лошадь и могла принести победу кочевникам, то это монгольские породы лошадей." Правильнее будет, конечно – степные породы лошадей, но суть верна на 100%.



    В контексте наблюдаемого монголосрача всё это означает следующее:

    1. Кони монгольской армии не требовали фуража. Так что все апелляции альтернативщиков к нормам снабжения конного состава от РККА, все их ёрничания по поводу ниипических обозов с овсом для лошадей – это всё такой же аргумент. как стрёкот кузнечиков в жаркий летний полдень.

    2. Тебенёвка. Вполне возможна как основной вид корма и в походе в начале зимы, когда у лошадей ещё большие жировые запасы. Режим перемещения описан выше. В таком режиме армии монголов при походе на Русь нужно было пройти только степи (от района Воронежа, где концентрировались войска Бату, до Рязани примерно 400 км – это где-то неделя-полторы хорошего ходу), на территории русских княжеств в их доступе оказывались запасы сена и та же тебенёвка в условиях снижения интенсивности движения.

    Поэтому пассаж Jktu " Про Тебенёвку писать не буду. … Смысл – или есть, или двигаться. Что-то одно." – надо понимать как : " Мои мысли - мои скакуны, Вас пришпоривать нету нужды," …

    3. Скорость и длительность бега. Крейсерская скорость – 60/80 км в день. Армию ограничивали по скорости больше верблюды – основные вьючные и тягловые животные, двигавшиеся со скоростью примерно 5 км/ч. При этом в случае необходимости боевые части могли отрываться от обоза – рядовая ситуация на любой войне - и скорость их существенно увеличивалась.

    Поэтому пассаж Jktu " Нормальная скорость движения монгольской лошадки 4-5 км/час." – надо понимать: " Мои мысли - мои скакуны, словно искры зажгут эту ночь, Обгоняя безумие ветров хмельных эскадрон моих мыслей шальных." (с)

    4. Лошадей степняки не ковали. Поэтому объём железа, необходимый для оснащения армии монголов – ещё один излюбленный вопрос альтернативщиков, снижается на порядок. Не надо было 500 тыс лошадей оснащать подковами. И при этом даже в Тибете и Гоби степные лошадки сносно себя чувствовали

    5. Альтернативщики, кажется, постоянно упускают из виду, что речь идёт о войне. Из раскладов любителей считать армейские нормы снабжения кавалерии РККА можно столь же обоснованно опровергнуть факт рейда по оперативным тылам вермахта кавалерийского корпуса Белова зимой 1942 года, потому что обоз вслед за боевыми частями проскочить линию фронта не успел и фураж закончился на третий день. А корпус воевал после этого ещё 3 месяца.



    Вдогонку. Зарисовки по поводу питания кочевников на марше.

    Гильом де Рубруку сетует на походное меню:

    «Нет числа нашим страданиям от голода, жажды, холода и усталости. Пищу они дают только вечером. Утром дают что-нибудь выпить или проглотить пшена. Вечером же давали нам мяса ― баранье плечо с ребрами, а также выпить известное количество супа. Когда у нас было мясного супа до сытости, мы отлично подкреплялись и он казался мне весьма вкусным напитком и весьма питательным. В пятницу я пребывал в посте до ночи, не делая ни глотка, а затем мне надлежало с печалью и скорбью вкушать мясо. Иногда, когда мы попадали на ночлег с наступлением уже темноты, нам приходилось есть мясо полусваренное или почти сырое вследствие недостатка пищи для огня, так как тогда мы не могли набрать достаточно бычачьего или конского навозу».

    О том же пишет спутник Рубрука Бенедикт Поляк, «... не отведав хлеба и воды, но на скорую руку имели лишь только днем или ночью, и то не всегда, ничтожнейшую похлебку из вареного проса».



    Европейцы страдали, а для монголов и тюрок такая кухня была привычна. Поэтому и нормы продовольствия на человека отличались от сегодняшних.



    Итого.

    Вопросы Jktu и подпевающих ему комментаторов реально глупые, хотя скорее глупые не вопросы, а те ответы, которые предлагают альтернативщики. Ну а чтобы не быть глупым, есть давнишний проверенный рецепт: "Учиться, учиться и ещё раз учиться".

    Но только выбирая в качестве учебника не хроноложеский блевантин, а нормальные, выдержанные по академическим канонам исследованиям.



    P.S. На фото - бурят XIX века. Фото из Новосибирского краеведческого музея.

  8. 2 пользователей сказали cпасибо Раздолбай за это полезное сообщение:

    ilho (19.04.2017), s3648 (19.04.2017)

  9. #875
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  10. #876
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    1.
    Покушение на Пак Чон Хи (1968)


    В итоге группа спецназа была ликвидирована, потеряв убитыми 28 человек, ещё одного покончившим с собой и 1 — пропавшим без вести. Двое попали в плен, один из которых — Пак Джэ Гён — смог бежать в КНДР, где получил звание генерала, а другой — Ким Син До[4] — после тюремного заключения стал священником в одной из церквей Сеула[2][5].
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F...5%D0%B8_(1968)
    2
    Из бойцов в/ч 124 КНДР не сдался никто: 28 человек погибли фактически на ступенях "Голубого дома" в перестрелке с охраной президента, двое сумели куда-то "исчезнуть", и только один - командир группы капитан Ким Син Чжо - был взят в плен. Его смогли пленить только потому, что не сработала граната, которой он пытался подорвать себя, когда был окружен южнокорейскими солдатами.
    https://rg.ru/2013/01/24/inzident-site.html

    3
    Началась широкомасштабная контрдиверсионная операция. За время с 21 января по 3 февраля было уничтожено 28 спецназовцев Северной Кореи. Ни один из военнослужащих в/ч 124 Северной Кореи не сдался в плен. Назад вернулись двое...

    P.S.

    Из 31 бойца взвода в/ч 124 помимо плененного Ким Син Чжо еще двое (по другим данным, один) остались в живых. Как уверены сейчас в разведке Южной Кореи, раненые диверсанты сумели вернуться в КНДР, повторно пройдя незамеченными через все кордоны и границу.
    Армия, которая плену предпочитает смерть

    вопрос-кому верить?
    эти 2 куда-то исчезнувшие-сульса?
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  11. #877
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    — Что Вы посоветуете для этого делать?
    — У меня такая триада: приседания, отжимания, упражнения для пресса. Я встречался с долгожителем, художником Борисом Ефимовым, который прожил 108 лет. Маленький такой был старичок, живчик! Спрашиваю у него:«Что ты делаешь, чтобы так долго жить?». «Да ничего, — отвечает, — 450 (!) раз в день приседаю». И ведь это универсальный способ прогнать кровь по телу!
    Лучшее лекарство — приседания, отжимания и упражнения для пресса - Страница 3 из 3 - Интересно и весело!
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  12. 2 пользователей сказали cпасибо ilho за это полезное сообщение:

    s3648 (06.05.2017), XoxoJI (24.04.2017)

  13. #878
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    Леди Бабушка

    В 1963 году в момент убийства американского президента Джона Кеннеди многие снимали на камеры кортеж. Однако после выстрелов большинство операторов бросилось бежать на выстрелы или от них. Однако одна женщина, закутанная в платок по моде советский пожилых женщин, снимала еще некоторое время, а затем скрылась в толпе. Все сделанные фотографии не позволяли опознать ее лицо, а на призывы ФБР обнародовать запись и раскрыть свою личность она не ответила. В архивах она носит условное имя Леди Бабушка, и до сих пор неизвестно, кто она и что сумела снять на камеру.
    Читать на Trendymen: 10 мистических личностей, тайну которых так никто и не разгадал
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  14. 1 пользователь сказал cпасибо ilho за это полезное сообщение::

    s3648 (06.05.2017)

  15. #879
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    а что скажете о деле Тамам Шуд?
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  16. #880
    Аватар для ilho
    Регистрация
    06.10.2014
    Сообщений
    2,157
    Поблагодарил(а)
    1,400
    Поблагодарили 5,622 раз(а)
    Вес репутации
    68
    Что могут знать о подлинном нинжьютцю эти жалкие людишки.. © Шигимодзу Сяодзин

    __________________________________________________ ______
    На аватарке- Шигимодзу Сяодзин, грандмастер Окинава-Рэндзю.

  17. 1 пользователь сказал cпасибо ilho за это полезное сообщение::

    s3648 (06.05.2017)

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •